Сочинение «Особенности творчества А. И. Куприна. Жизненный и творческий путь А. Куприна Жизненный и творческий путь куприна кратко

Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь, после скитаний, писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы 1-го созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает, то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале “Русский сатирический листок” был напечатан его первый рассказ — “Последний дебют”. В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах “Киевское слово”, “Киевлянин”. В эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий — грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний — от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ “Дознание” (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином “пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами” автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как “Куст сирени” (1894), “Ночлег” (1895), “Прапорщик армейский” (1897), “Поход” (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах “Страстная минута” (1895), “Лолли” (1895), “Allez!” (1897), “Погибшая сила” (1900), “Сентиментальный роман” (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть “Олеся” (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого — автора “Казаков”, развивает классическую для отечественной литературы тему “русский человек на rendez-vous” и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте “естественного” человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть “Молох” (1896), в центр которой выдвигается “страшная и захватывающая картина” труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу “за один только шаг вперед промышленного прогресса”. На фоне “удвоенной” интенсивности внешней деятельности (“двадцать лет человеческой жизни в сутки”) здесь — в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха — раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного “бума”, намечаются предвестия социальных катаклизмов.

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах “Мир Божий”, “Русское богатство”, о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой. В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством “Знание”, которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка “стихийных” характеров “маленьких” людей искусства (“Трус”, “Конокрады”, “Белый пудель”), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе “На покое” (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением “гнусно прошле-панной жизни”. В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, “домовитости”, “мирной комнатке”, “простому мещанскому счастью”.

С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью “Поединок”, где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание”, получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.

Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности (“Листригоны”, “Механическое правосудие”, “Мелюзга”, “Яма” и др.), особенно выделяется рассказ “Гамбринус” (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный “срез” русской жизни в эпоху назревающей и осуществляющейся революции 1905 г. Разрушительной энергии “бурных времен", массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, “маленького” человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной. Давняя купринская тема “погибшей силы” здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни.

В 1912 г. вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков “Лазурные берега” (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью “Жидкое солнце” (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.

В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к “героическим сюжетам” выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни (“Анафема”, “Черная молния”, “Капитан” и др.). Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные “лики” которой явлены в построенной на библейском сюжете повести “Суламифь” (1907—1908), в рассказе “Леночка” (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе “Гранатовый браслет” (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации.

В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж.

В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах “Отечество” и “Иллюстрированная Россия”, в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего “излюбленного... человеческого типа — отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком”. В поздней новеллистике Куприна (“Лимонная корка”, “Пунцовая кровь”, “Наташа”, “Ночь в лесу”, “У Троице-Сергия” и др.) особенно примечателен рассказ “Ольга Сур” (1929) — эта “цирковая история”, в которой оригинально преломились некоторые мотивы “Гранатового браслета”: и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение “маленького” человека — “незаметного артиста из униформы”, спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман “Жанета” (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви “Колесо времени” (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман “Юнкера” (1928—1932), где “выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России” конца XIX в.

В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его “Избранных произведений”. Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. В автобиографии писателя приведён поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные метания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.

В приведенном списке первым стоит: репортер. И это не случайно. Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов, передовиц и даже «корреспонденций из Парижа» - была главной литературной школой Куприна. К амплуа репортера он сохранил навсегда теплое отношение.

Стоит ли поэтому удивляться, с какими поразительными подробностями запечатлены в прозе Куприна военные всех рангов - от рядового до генерала, - артисты цирка, босяки, квартирные хозяйки, студенты, певчие, лжесвидетели, воры. Примечательно, что в этих произведениях Куприна, передающих его живой опыт, интерес писателя направлен не на исключительное событие, а на явление, многократно повторяющееся, на подробности быта, воссоздание среды во всех её незаметных мелочах, воспроизведение величественной и безостановочной «реки жизни». Писатель не ограничивает свою задачу меткими, но незамысловатыми «зарисовками с натуры». В отличие от популярных газетных очеркистов конца XIX века он художественно обобщает действительность. И когда в тысяче восемьсот девяносто шестом году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести «Молох».



В прозе Куприна второй половины 90-х годов «Молох» выделяется как страстное, прямое обвинение капитализма. Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с её, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский», «Олеся» и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель» и повесть «Поединок».

В тысяча девятьсот первом году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов - «Русского богатства» и «Мира Божьего». В тысяча восемьсот девяносто седьмом году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре тысяча девятьсот второго года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Наезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в тысяча девятьсот третьем году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.

Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В тысяча девятьсот втором году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Корь», «С улицы», но к чисто редакторской работе, мешавшей его творчеству, скоро охладевает.

В творчестве Куприна в эту пору всё громче звучат обличительные ноты. Новый демократический подъём в стране вызывает у него прилив творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому средоточию тупости, невежества, бесчеловечности, праздно-изнурительного существования. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать весной тысяча девятьсот второго года. Работа над «Поединком», по свидетельству М. К. Куприной-Иорданской, протекала с наибольшей интенсивностью зимой тысяча девятьсот пятого года, в грозовой атмосфере революции. Ход общественных событий торопил писателя.

Уверенность в себе, в своих силах Куприн, человек крайне мнительный и неуравновешенный, находил в дружеской поддержке М. Горького. Именно к этим годам (1904 - 1905) относится пора их наибольшего сближения. «Теперь, наконец, когда уже все окончено, - писал Куприн Горькому 5 мая 1905 года, после завершения «Поединка», - я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Куприн был очевидцем Очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» первого декабря тысяча девятьсот пятого года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург.

Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». В судьбе этих измученных усталостью и преследованием людей Куприн принял самое горячее участие: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию. Частично эпизод со спасением матросов отражен в рассказе «Гусеница», но там «заводилой» выведена простая русская женщина Ирина Платоновна, а «писатель» оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза есть существенное уточнение: «Честь спасения этих матросов-очаковцев принадлежит исключительно Куприну».

Бодростью, верой в будущее России, художественной зрелостью проникнуто творчество Куприна этой поры. Он пишет рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Тост», начинает работу над очерками «Листригоны». В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах с чтением отрывков из «Поединка», выставляет свою кандидатуру в выборщики в первую Государственную думу. Он открыто заявляет в притче «Искусство» о благотворности воздействия революции на творчество художника. Однако, приветствуя «пролетарскую весну». Куприн видел в ней путь к утопическому и смутному строю, «всемирному анархическому союзу свободных людей» («Тост»), осуществление которого отдалено целой тысячью лет. Его революционность - это революционность мелкобуржуазного писателя в пору общедемократического подъёма.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В тысяча девятьсот девятом году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В тысяча девятьсот двенадцатом году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - арцыбашевской «Жизни», символистском «Шиповнике», эклектичных сборниках Московского книгоиздательства писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. По существу же, в его творчестве 910-х годов уже заметны тревожные симптомы кризиса. Произведения Куприна этих лет отличаются крайней неравноценностью. После проникнутого активным гуманизмом «Гамбринуса» и поэтичной «Суламифи» он выступает с рассказом «Морская болезнь», вызвавшим протест демократической общественности. Рядом с «Гранатовым браслетом», где воспевается самоотверженное, святое чувство, он создает блеклую утопию «Королевский парк», в которой надежда на добровольный отказ правителей от власти звучит особенно фальшиво, так как появилась она вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 годов. Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны», проникнутым жизнерадостным чувством и напоенным ароматами Черного моря, появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала, в которой звучит отчаяние перед всемогущей властью капитала, неверие в будущее человечества, сомнения в возможности социального переустройства общества.

Атмосфера, в которой жил Куприн в эти годы, мало способствовала серьёзному литературному труду. Современники с неодобрением рассказывают о бурных кутежах Куприна в «литературных» ресторанах «Вена» и «Капернаум», возмущаются упоминанием его имени в бульварном альбомчике, изданном рестораном «Вена». А дешёвый литературный кабачок «Давыдка», по словам Е. М. Аспиза, одно время и вовсе «стал резиденцией Куприна... куда, как говорили, направляли даже корреспонденцию на его имя». К популярному писателю льнули подозрительные личности, репортёры жёлтой прессы, ресторанные завсегдатаи. Время от времени Куприн замыкался для работы в Гатчине, либо Ф. Батюшков приглашал его в своё имение Даниловское, или сам писатель «спасался» от петербургских «друзей» в Балаклаве.

Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в тысяча девятьсот седьмом году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней - долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».

Противоречивость творчества Куприна 910-х годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящего. И когда началась русско-германская война, он оказался в числе тех литераторов, которые восприняли её как «отечественную» и «освободительную». В патриотическом угаре Куприн вновь надевает мундир поручика. Призванный в армию, писатель, по словам корреспондента, «накупил уставов, собрал все циркуляры, мечтает попасть со своей дружиной в дело». Приподнятое душевное состояние, ожидание благотворных последствий «очистительной» войны продолжается у Куприна до конца тысяча девятьсот пятнадцатого года. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей, художественное же его творчество почти иссякает, причем в немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему творчеству темы утрачивают социальную остроту.

Так в предреволюционную пору, в обстановке творческого кризиса, завершается главный период писательской деятельности Куприна, когда были созданы самые значительные его произведения.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жиани. Такое мнение, бесспорно, имело основание. Через всё творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. Отсюда его тяга к цельным, простым и сильным натурам. При этом культ внешней, физической красоты становится для писателя средством обличения той недостойной действительности, в которой эта красота гибнет.

И всё же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Он радуется бытию детски непосредственно, «как кадет на каникулах», по меткому замечанию В. Львова-Рогачевского. Таким же здоровым жизнелюбцем, что и в творчестве, предстаёт и в своей личной жизни этот крепкий, приземистый человек с узенькими зоркими серо-синими глазками на татарском лице, которое кажется не таким круглым из-за небольшой каштановой бородки. Впечатление Л. Н. Толстого от знакомства с Куприным: «Мускулистый, приятный... силач». И в самом деле, с какой страстью отдастся Куприн всему, что связано с испытанием крепости собственных мускулов, воли, что сопряжено с азартом и риском. Он словно стремится растратить запас не израсходованных в пору его бедного детства жизненных сил. Организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Опускается в водолазном костюме на морское дно. Летит с Иваном Заикиным на самолете «Фарман». Сорока трех лет вдруг всерьёз начинает учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Л. Романенко. Страстный любитель лошадей, цирк предпочитает опере.

Во всех этих увлечениях что-то азартно-детское. Вот, живя в деревне, он получает из Петербурга охотничье ружье. Тут же заброшена работа над новым крупным произведением - романом «Нищие». «...Присылка ружья, - с тревогой сообщает Мария Карловна двадцать второго июня тысяча девятьсот шестого года Батюшкову, - произвела неожиданный перерыв в рабочем настроении Александра Ивановича, и он целыми днями бродит по окрестностям с ружьем». Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, рыбак Коля Костанди. Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью. Он охотнее работает на баркасе веслом или сидит среди рыбаков в кофейне, чем встречается с местной интеллигенцией, жаждущей поговорить о «высоких материях».

Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений - французской борьбой и погружением в скафандре под воду, охотой и стилем «кросс», тяжёлой атлетикой и свободным воздухоплаванием. Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие», впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя. Сочувствуя грандиозной программе преобразования старой России, разработанной В. И. Лениным, он сомневается в своевременности проведения этой программы в жизнь.

Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна в тысяча девятьсот девятнадцатом году в стан эмиграции. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман «Юнкера».

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...