Современная дикость. Дикие племена и их жизнь в условиях современного мира Аборигены в наше время

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.


Не всегда большие корабли могут пройти через традиционные каналы и шлюзы. Например, в гористой местности может быть очень большой перепад, где просто...

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Михаил Ихонский | Июл 12, 2018

Жизнь в хижинах, построенных из соломы и шкур животных, добывание пропитания посредством собирательства и охоты, отсутствие элементарных гигиенических условий, каннибализм и членовредительство… Иллюстрация к учебнику истории или историческому фильму? Нет – реальность.

Несмотря на то, что для большинства населения Земли современность ассоциируется с развитыми технологиями и максимально комфортными условиями существования, на планете все еще есть уголки, где люди живут почти как при первобытно общинном строе. Они верят в духов и поклоняются силам природы, чтут обычаи предков и ведут постоянную борьбу за выживание.

Азия

Обширные степи и высокогорья Азии – одни из самых труднодоступных мест для, казалось бы, вездесущей цивилизации. Поэтому именно здесь проживает немало племен и народностей, практически полностью изолированных от мира, а потому живущих почти также, как и их далекие предки.

Большая этническая группа, предками которой были тюркские, монгольские, индоиранские племена и гунны, населявшие земли от Сибири до Черноморского побережья. Проживают, в основном, в монгольской провинции Баян-Олги (Елги).

На территории Монголии этот народ появился в результате масштабного переселения в XIX веке. Сегодня представители этноса живут практически также, как их предки несколько столетий назад – пасут скот, охотятся с помощью прирученных орлов, вручную выделывают шкуры животных и шьют из них одежды, верят в злых и добрых духов и слушаются шаманов.

Орлиные охотники пользуются в народе большим уважением. Мастерство дрессировки благородных птиц передается из поколения в поколение. А раз в год тысячи людей собираются на фестиваль Золотого Орла, где лучшие охотники вместе с питомцами демонстрируют свое искусство. С этого фестиваля традиционно начинается сезон охоты.


Мустанг

Мустангом или Ло называется высокогорное королевство в Гималаях, жители которого до сих пор не знают ничего об электричестве, телевизорах и телефонах. У них даже нет теплой одежды, несмотря на довольно суровый климат. Они до сих пор считают Землю плоской, а самым действенным лечением считают изгнание из человека злых духов.

Из-за труднодоступности (чтобы попасть в Мустанг необходимо пройти по семи перевалам, преодолеть несколько горных потоков и миновать глубокие ущелья) в королевство не проникает цивилизация и люди здесь до сих пор живут по законам своих древних предков.

В Мустанге распространено многомужество. Причем одна женщина чаще всего может быть женой нескольких братьев.

Религия королевства – ранний буддизм.

Управляет страной король, но наибольшим влиянием пользуются местные монахи – ламы, которые распоряжаются всеми наиболее важными аспектами жизни: от сроков посева и сбора урожая до способа погребения умерших.

Цаатаны

Дословно название народа переводится как «те, кто владеет оленями». Сами себя представители народности называют при этом «народом северного оленя» духа.

Проживают цаатаны в Дархадской котловине в Монголии. Численность народа составляет немногим более 40 семей. Как понятно из названия, занимаются они оленеводством. Северные олени для них и транспорт, и способ перевозки грузов, и источник питания. При этом мясо оленей они не едят, а питаются только тем, что делают из оленьего молока (молоко, сыр, масло).

Иногда в рационе цаатанов появляется мясо, добытое в ходе охоты на диких животных. Охотятся они при помощи арбалетов или винтовок Второй мировой войны. Причем из-за сложности раздобыть патроны для огнестрельного оружия, арбалеты остаются в приоритете.

Исповедуют цаатаны шаманизм.

Рабари

Кочевой народ западной Индии, по легенде созданный самой богиней Парвати для присмотра за верблюдами и другими животными. Предполагается, что изначально рабари обитали на Иранском плато, а около 1 тыс. лет назад перебрались в Индию.

Основные занятия мужчин рабари – выпас скота, женщины же ведут хозяйство и занимаются рукоделием. Особенно славится местная вышивка.

Живут рабари в небольших деревнях, состоящих из одно-двухкомнатных домиков без каких-либо удобств. Зато внутреннее оформление жилья – настоящее произведение искусства, в котором женщины в полной мере проявляют свою любовь к украшениям.

Ладакхи

Древнеиндийский народ, проживающий в долине Инда в индийских штатах Джамму и Кашмир. Их основная деятельность – земледелие. Выращиванием сельскохозяйственных культур занимаются все – от самых младших членов семьи, до пожилых людей.

Ладакхи обладают богатой культурой, история которой насчитывает уже более тысячи лет. В «нерабочие» месяцы, когда погода не позволяет заниматься сельским хозяйством, они посвящают всевозможным праздникам и обрядам.

Среди прочих древних обычаев в народе сохранилась братская полиандрия – система семейных отношений, когда одна женщина становится одновременно женой всех братьев в семье.

Народность, населяющая «крышу мира». Ее численность составляет более 5 млн. человек, живущих по своим собственным традициям и обычаям. Традиционно, тибетцы делятся на несколько категорий: оседлых земледельцев, полуоседлых земледельцев-скотоводов и скотоводов-кочевников. В зависимости от групповой принадлежности у них могут различаться одежда, жилища и весь уклад жизни.

Широкое развитие получили у тибетцев и различные ремесла, а местная медицина на основе трав, минералов и других даров природы получила известность во всем мире.

Ученые считают предками тибетцев кочевые племена Цян. Сами же себя народ считает потомками бога-обезьяны и ведьмы.


Друкпа

Группа родственных народов, общая численность которых составляет около 2,5 тыс. человек. Проживают они на территории гималайских хребтов в Бутане.

Основные занятия друкпа – земледелие и животноводство. При этом первое осуществляется при помощи простейших орудий труда. Занимаются земледелием, в основном, женщины. Кроме того, народ ведет торговлю продуктами своей деятельности с соседними странами.

Язык и обычаи друкпа отличаются от тех, что приняты у соседей, и сохраняются неизменными на протяжении многих сотен лет.

Крайний Север

Еще один регион мира, куда в силу суровых погодных условий, цивилизация и прогресс проникают очень и очень медленно, позволяя местным жителям сохранять свои традиции, обычаи и образ жизни.

Чукчи

В настоящее время численность этого народа насчитывает чуть более 15 тыс. представителей. При этом территория их обитания простирается от Берингова моря до р. Индигирки, от Северного Ледовитого океана до р. Анадырь.

Существует две основные группы народа: тундровые и приморские чукчи. Первые занимаются кочевым оленеводством, вторые – промысловой охотой на нерпу, тюленя, моржа и кита. При этом для охоты в последнее время чукчи предпочитают использовать огнестрельное оружие.

Несмотря на то, что некоторые атрибуты современной цивилизации дошли и сюда (то же оружие), в большей части жизнь чукчей осталась такой же, какой была и сотни лет назад. Неизменными сохранились и их культурные традиции и даже религия – чучки исповедуют анимизм и верят в различных духов, к которым обращаются за помощью в решении сложных жизненных ситуаций.

Ненцы

Проживают на побережье Северного Ледовитого океана. Основной род деятельности – оленеводство, иногда – рыболовство.

Обитают оленеводы-кочевники в чумах с минимальными удобствами. Чуть ли не единственным свидетельством цивилизации в современных чумах являются переносные электростанции, используемые для освещения жилища (ранее они освещались исключительно очагом и небольшими рукотворными светильниками).

Ненцы носят традиционную меховую одежду, которую шьют женщины и используют различные украшения, также сделанные своими руками.

Они верят в божественных духов, используют для поклонения идолов и приносят жертвы богам, ища их благословения и покровительства.


Африка

Несмотря на то, что Африка считается колыбелью современного человека и на то, что ее территории изучаются и исследуются уже многие сотни лет, именно здесь сконцентрировано самое большое количество самобытных племен. Многие из этих племен до сих живут чуть ли не в каменном веке, ничего не зная ни только о современных технологиях, но и об элементарных удобствах.

Масаи

Довольно многочисленный народ, ведущий полукочевой образ жизни на территории Кении и Танзании. Основной вид деятельности – скотоводство. При этом самое важное для местного мужчины – стать настоящим воином, который не испугается даже льва. Ранее такая необходимость возникала в связи с необходимостью защищать свои стада от покушения на них соседних племен, сегодня же – это больше дань традициям предков.

Химба

Племя пастухов, проживающих в одном из наиболее суровых регионов планеты – в пустынях Намибии. Главная ценность для представителей племени – их скот.

Живут химба в нескольких разрозненных поселений, каждое из которых образует круг, с загоном для скота в центре.

Питаются они, в основном тем, что дают им коровы, овцы и козы. С целью разнообразить рацион женщины племени собирают различные травы или же разводят вокруг селения поля кукурузы и проса.

Верования племени связаны с животными и поклонением огню.

Несмотря на многочисленные попытки со стороны христианских миссионеров и местных властей, химба продолжают жить по законам, завещанным предками, обходясь тем, что им дает природа и собственный промысел.

Ближайшие родственники масаев, ведущие жизнь кочевников-животноводов. Проживают на севере Кении и по сей день свято чтут традиции и обычаи своих предков, избегая любых воздействий современной цивилизации.

Живут самбуру в разборных маньяттас, сделанных из шкур и глины. Свои поседения они обносят колючими заборами, которые при переселении также могут разбираться на отдельные секции.

Племя, получившее звание «самого кровожадного» в Африке. А все потому, что они очень рьяно охраняют свои территории от посторонних, применяя оружие не задумываясь.

Проживают мурси в междуречье Омо и Маго, в юго-западной Эфиопии.

По роду деятельности мурси – скотоводы. Но для разнообразия рациона питания выращивают и некоторые злаковые культуры. Еще не так давно одним из излюбленных занятий мужчин племени была охота, однако из-за создания заповедных зон, охотничьи угодья были сильно сокращены.

Визитная карточка племени – женщины с керамическими кругами, вставленными в нижнюю губу.

Дасанеч

Следуя примеру своих первобытных предков, дасанеч занимаются земледелием и скотоводством. Гораздо реже среди них можно встретить рыболов, охотников и собирателей – эти виды деятельности не пользуются большим почетом среди членов племени.

Обитают дасанеч в долине реки Омо и считаются коренным населением юго-запада Эфиопии.

Хамер

Проживают в долине реки Омо. Численность племени – около 50 тыс. представителей. Хамер – прекрасные пастухи и селекционеры скота. Скотоводство считается основным видом деятельности мужчин племени. Женщины, в свою очередь, выращивают кукурузу, сорго, тыкву.

Согласно местным обычаям, мужчины женятся довольно поздно – после 30 лет, а вот девушки выходят замуж в возрасте 17 лет. При этом в племени распространено многоженство.

Хамер являются язычниками, поклоняются силам природы и не признают других религий.

Бана (Бенна)

Ближайшие соседи хамер. Исследователи считают, что когда-то эти племена были одним целым, но много веков назад произошло разделение. Бана ведут полукочевой образ жизни. В числе особо ценных мужских занятий – пчеловодство. Мед представители племени не только едят сами, но и продают, обменивая на орудия труда, которые не могут изготавливать самостоятельно.

Каро

Территория обитания это племени соседствует с местом обитания бана и хамер. На сегодняшний день насчитывается всего чуть более тысячи представителей каро. Раньше их основной деятельностью было разведение коз, однако из-за распространения мухи цеце – бича любого скота, каро пришлось почти полностью переквалифицироваться в земледельцев.

Еще одно занятие – ловля рыбы. Причем делают они это весьма необычным и оригинальным способом – при помощи длинных заостренных палок.

Арборе (эрборе)

Еще одни обитатели долины р. Омо численностью около 4,5 тыс. человек. У своих соседей эрборе пользуются огромным почтением – к ним нередко обращаются за помощью жрецы других племен, так как согласно легенде, победить это племя не смог даже сам дьявол.

Занимаются члены племени разведением скота и торговлей. В промежутках между работой – танцуют и поют, считая, что танцы и пение устраняют негативную энергетику.

Свое верховное божество арборе называют Вак, а богатство семьи измеряю количеством скота.

Океания

Экзотический уголок планеты где легко можно перенестись во времена первобытных людей. Именно здесь обитают не просто дикари, не знающие и не подчиняющиеся законам цивилизации, но самые настоящие каннибалы.

Хули

Папуасский народ, проживающий в провинции Сатерн-Хайлендс Папуа Новой Гвинеи уже более тысячи лет. По численности – один из самых крупных в регионе. Название племени переводится как «люди в париках», а его визитной карточкой считаются лица мужчин, раскрашенные яркой краской – для устрашения противника.

Они твердо придерживаются анимистических верований и приносят жертвы духам своих предков, пытаясь задобрить их.

Мужчины племени почти все свое время проводят на охоте, в то время, как женщины занимаются земледелием, садоводством и сбором даров природы.


Яли

Один из народов, для которых человеческое мясо до сих пор считается любимым лакомством. С этой привычкой пытаются бороться местные власти, однако запреты цивилизации не в силах окончательно изжить тысячелетние законы предков. Правда в результате работы, проводимой миссионерами – христианами в последние сотни лет, яли перестали кушать мясо белых людей.

Свои жилища они располагают на горных гребнях – с целью защиты от соседних племен. Пищу готовят прямо на раскаленных камнях, лежащих на земле.

Основные занятия – охота и земледелие. Есть у яли и домашние животные, в числе которых куры и свиньи. Последние, кстати, пользуются большой популярностью – из-за них может даже начаться настоящая война между соседними племенами.

Короваи

Еще одно папуасское племя, которое при случае не откажется поесть человечины. Свои жилища короваи строят на деревьях, а их основные занятия – охота, рыболовство и собирательство. При этом охотятся они самыми примитивными орудиями.

Они никогда не поддерживали связи с окружающими народами, что и способствовало сохранению их образа жизни таким же, как и сотни лет назад.

В племени распространено многоженство.

Короваи верят в возможность общения с загробным миром и почитают своих колдунов. Однако, если случается беда, то в ней обязательно обвиняют того самого колдуна и попросту съедают несчастного. «Общению» с духами способствует курение наркотических трав, что, кстати, является одной из причин малой продолжительности жизни короваев – в среднем 30 лет.

Их нередко называют «глиняными людьми» или «людьми, покрытыми грязью». А все потому, что в обычае племени обмазывать себя белой глиной и носить глиняные маски – для отпугивания врагов. При этом племя достаточно безобидно, в отличие от своих соседей по региону.

В настоящее время селение Асаро – это небольшой городок Горока.

Еще сравнительно недавно (почти до середины прошлого века) европейцы ничего не знали об этом племени, а племя, соответственно, никак не соприкасалось с современной цивилизацией.

Калам

Жители горной деревушки Симбай. Добраться сюда непросто, что и послужило причиной обособленного развития народа и сохранение им традиций и обычаев своих древних предков.

Мужчины племени большую часть времени охотятся, а женщины занимаются земледелием и собирают дикие плоды, коренья и травы.

Отношения в племени – дружные и крепкие – каламы живут одной большой семьей, в которой развита взаимопомощь и взаимовыручка.

Маори

Коренное население Новой Зеландии. Несмотря на то, что маори давно и тесно контактируют с цивилизацией, им удается сохранять многие свои самобытные традиции и обычаи.

Неизгладимое впечатление на туристов производят танцы маори и их татуировки, которые служат в качестве родословной и для указания статуса их носителя.

Дани

Проживают в гористой местности Западной Новой Гвинеи, провинции Папуа. Занимаются охотой, собирательством, скотоводством и торговлей.

На высоком уровне у дани и земледелие, в котором искусно используется ирригация. Как и большинство племен региона, они нередко вступают в военные конфликты с соседями, но при этом, в отличие от многих – не едят человеческого мяса.

Уникален у дани ритуал погребения – тела коптятся и хранятся в течение сотен лет. При этом, если в семье умирает мужчина, то его родственники — женщины должны отрезать себе фалангу пальца.

Ни-вануату

Населяют государство Вануату, расположенное в Тихом океане. Раньше племя считалось одним из свирепейших среди своих соседей, в нем практиковался ритуальный каннибализм.

На сегодняшний день представители племени не употребляют в пищу человечину, хотя другие свои обычаи, доставшиеся в наследство от предков – свято чтут до сих пор.

Южная Америка

Гаучо

Аргентинская версия ковбоев. До того, как большие территории прерий были приспособлены под коммерческое скотоводство, гаучо были бродячим народом, постоянно кочующим по местным просторам.

Гаучо – потомки испанцев и женщин местных индейских племен. Сегодня их кочевые угодья резко сократились, но они по-прежнему остаются великолепными наездниками и охотниками.


Уорани (гуарани)

Название племени переводится как «люди». Обитает оно в восточном Эквадоре и до середины XX века они не контактировали с внешним миром.

Еще в прошлом столетии в племени практиковалось поедание человеческого мяса, однако после прихода миссионеров-католиков, об этой привычке уорани стараются не вспоминать.

В настоящее время верования народа – это сплетение христианства и язычества. При этом, как и много лет назад уорани занимаются земледелием, скотоводством, охотятся на диких животных.

Правда достижения цивилизации просочились уже и сюда – сегодня представители племени практически не ходят обнаженными, предпочитая прикрывать свое тело своеобразной одеждой.

Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!

Северный Сентинельский остров, один из принадлежащих Индии объединенных Андаманских и Никобарских островов в Бенгальском заливе, находится всего в 40 километрах от побережья острова Южный Андаман и в 50 километрах от расположенного на нем развитого административного центра Порт-Блэр. Эти 72 квадратных километра леса лишь на одну пятую часть больше Манхэттена. Все остальные острова архипелага были разведаны, а их народы давно установили отношения с правительством Индии, но еще ни один чужак не ступал на землю Северного Сентинельского острова. Более того, индийское правительство установило пятикилометровую запретную зону вокруг острова для защиты местного народа, известного как сентинельцы, которые изолированы от мировой цивилизации на протяжении тысячелетий. Благодаря этому, сентинельцы резко контрастируют с остальными народами.

Жители острова на данный момент являются одним из примерно ста неконтактных народов, оставшихся на планете. Большинство из них тесно расположены в удаленном Западном Папуа и тропических лесах бассейна Амазонки в Бразилии и Перу. Но многие из этих неконтактных племен не являются полностью изолированными. Как замечает организация по правам человека Survival International, эти народы несомненно будут учиться у своих культурных соседей. Тем не менее, многие неконтактные народы, будь то из-за зверств завоёвывавших их в прошлом колонизаторов или отсутствия интереса к достижениям современного мира, предпочитают оставаться закрытыми. Сейчас они скорее изменяющиеся и динамичные народы, сохраняющие свои языки, традиции и навыки, чем древние или примитивные племена. И поскольку они не полностью уединены, то к ним проявляют интерес миссионеры и даже люди, желающие искоренить их ради свободной земли. Именно из-за своей территориальной изоляции от других культур и внешних угроз сентинельцы являются уникальным этносом даже среди неконтактных народов.

Но это не значит, что никто никогда не пытался контактировать с сентинельцами. Люди заплывали на Андаманские острова как минимум последнюю тысячу лет. И британцы, и индийцы начали колонизировать регион с 18 века. За последнее столетие на большинстве островов даже самые удаленные племена имели контакты с другими этносами, а их жители были ассимилированы более крупным народом и даже назначены на государственные должности. Несмотря на законы, с 1950-х годов закрывающие доступ к традиционным племенным землям, на большей части архипелага происходит незаконный контакт с племенами. И все же никто еще не ступал на земли Северного Сентинельского острова, потому что население его на все попытки современных ученых посетить остров отвечало с невероятной агрессией. Одно из первых столкновений с местным населением было у сбежавшего индийского заключенного, которого вымыло на берег острова в 1896 году. Вскоре его усыпанное стрелами тело с перерезанным горлом было найдено на побережье. Тот факт, что даже соседние племена считают сентинельский язык совершенно непостижимым, подразумевает, что они сохраняли эту враждебную изоляцию сотнями или даже тысячами лет.

Индия годами пыталась контактировать с сентинельцами по многим причинам: научным, протекционистким и даже исходя из идеи, что для племени лучше поддерживать контакт с государством, чем со случайно заплывшими сюда рыбаками, уничтожающими этнос болезнями и жестокостью. Но местные успешно спрятались от первой антропологической миссии в 1967 году и отпугнули градом стрел вернувшихся в 1970 и 1973 годах ученых. В 1974 году режиссер National Geographic был ранен стрелой в ногу. В 1981 году выброшенный на берег моряк был вынужден несколько дней до прибытия помощи отбиваться от сентинельцев. За 70-е годы еще несколько человек были ранены или убиты в попытках наладить контакт с туземцами. В конце концов, почти двадцать лет спустя, антрополог Трилокина Панди осуществил-таки несколько скудных контактов, проведя несколько лет уворачиваясь от стрел и даря туземцам металл и кокосы, – он позволил сентинельцам раздеть себя и собрал немного информации об их культуре. Но, осознавая финансовые потери, индийское правительство наконец сдалось, оставив сентинельцев наедине с собой и объявив остров запретной зоной для защиты места жительства племени.

Учитывая, что произошло с остальными племенами Андаманских островов, это, быть может, и к лучшему. Большие Андаманцы, которых до первого контакта было около 5 000, после волн миграций представляют собой лишь несколько дюжин человек. Народ Джарава за два года после первого контакта в 1997 году потерял 10 процентов населения из-за кори, переселений и сексуального злоупотребления приезжими и полицией. Другие племена, как, например, Онге, помимо издевательств и оскорблений страдают от безудержного алкоголизма. Он является типичным для людей, чья культура была радикально изменена, и чьи жизни были перевернуты с ног на голову внешней силой, ворвавшейся на их территории.

Сентинелец стреляет из лука по вертолету

Тем временем, видео, запечатлевшее сентинельцев, - 200 с небольшим темнокожих человек, единственная «одежда» которых представляла собой охру на теле и тканевые повязки на головах, - показало, что жители племя живы и здоровы. Мы не многое знаем об их быте и можем руководствоваться только наблюдениями Панди и последующими видео, сделанными с вертолета. Предполагается, что они питаются кокосами, раскалывая их своими зубами, а также охотятся на черепах, ящериц и небольших птиц. Мы подозреваем, что они добывают метал для наконечников своих стрел из затонувших у берега кораблей, поскольку они не обладают современными технологиями – даже технологией добычи огня. (Вместо этого у них существует замысловатая процедура хранения и переноски тлеющих полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В таком состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, вероятно, берут свое начало еще от доисторических ударов молнии.) Нам известно, что они живут в соломенных хижинах, для рыбалки делают примитивные каноэ, с помощью которых невозможно выйти в открытый океан, в качестве приветствия садятся на колени друг другу и хлопают собеседника по ягодицам, а также поют, используя двухнотную систему. Но нет никакой уверенности в том, что все эти наблюдения не являются ложными впечатлениями, памятуя о том, насколько мало информации об их культуре нам известно.

Используя образцы ДНК жителей окружающих племен, а также учитывая уникальную изолированность сентинельского языка, мы подозреваем, что генетическая родословная жителей Северного Сентинельского острова может вести на 60 000 лет назад. Если это так, то сентинельцы являются прямыми потомками первых людей, покинувших Африку. Любой генетик мечтает изучить ДНК сентинельца для лучшего понимания истории человечества. Не говоря уж о том, что сентинельцы как-то пережили цунами в Индийском Океане в 2004 году, которое опустошило окружающие острова и смыло значительную часть их собственного. Сами жители остались нетронутыми, прячась на вершинах острова, как если бы они предсказали цунами. Это дает повод для раздумья о том, не обладают ли они тайными знаниями о погоде и природе, которые могли бы быть полезны для нас. Но эта тайна трепетно охраняется, и, как бы иронично это не звучало, сентинельцы явно не горят желанием обучать нас. Тем не менее, если они пойдут на контакт, из-за их длительной изоляции весь мир точно обогатится, как культурно, так и научно.

Но несмотря на всю предшествующую племени удачу и попытки сохранить свою изоляцию, мы можем видеть беспокоящие знаки, сигнализирующие о скором силовом вторжении внешнего мира в жизнь острова. Так, убийство островитянами случайно выкинутых на берег двух рыбаков и последовавшая затем неудачная попытка забрать их трупы – вертолет со спасателями был отогнан стрелами сентинельцев – повлекли за собой жажду справедливости у индийцев. В том же году представители власти заметили, что островные воды стали привлекательны для браконьеров и что некоторые из них могли заходить и на сам остров (хотя на данный момент нет никаких данных о контактах браконьеров и с сентинельцами). Сегодня существует реальная угроза столкновения. И когда контакт с племенем случится, лучшее, что мы можем сделать – это не допустить те зверства, которые подвигли сентинельцев к жестокости в прошлом, и попытаться сохранить их древние историю и культуру, настолько, насколько это будет возможно.

Автор: Марк Хэй .
Оригинал: GOOD Magazine .

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...