Вопросы к произведению рики тики тави. Учительские университеты. Пословицы, поговорки и выражения сказки

КГУ «Коррекционная неполная средняя школа – интернат для детей – сирот с задержкой психического развития»

Управление Образования Восточно- Казахстанской Области

ИТОГОВЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 4 КЛАССЕ
ДЖОЗЕФ РЕДЬЯРД КИПЛИНГ

СКАЗКА «РИККИ - ТИККИ - ТАВИ»

Учитель начальных классов 1 категории

Носкова Татьяна Витальевна

2014г.

Цели:

1. Продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, творчеством Р.Киплинга и работу над сказкой «Рикки –Тикки - Тави».

2. Повыcить уровень восприятия художественных произведений, продолжить работу над пословицами, как элементом этнопедагогики.

3. Воспитывать нравственно – духовные качества: доброту, сострадание,бережное отношение ко всему живому и ответственность за свои поступки.

4. Коррекционно – развивающая работа над выразительным, беглым и осознанным чтением.

Оборудование: презентация к уроку, учебник, тетради, бланки тестов, карточки.

Предварительная работа: выставка книг о животных, детские рисунки «Братья наши меньшие».

Ход:

1.Эмоциональный настрой на урок.

Дети говорят хором и показывают движения.

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, небо!

Доброе утро, я!

Доброе утро, вся моя семья!

Учитель: Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

И сегодня на уроке я хотела бы вспомнить одну замечательную пословицу:

«Чтение – вот лучшее учение» (слайд-1) Один ученик читает, другой повторяет.

На доске - эпиграф нашего урока, давайте прочитаем его хором.

Самый лучший день – сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая большая потребность – общение.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

Учитель : Проявлять любовь и сострадание ко всему живому, что нас окружает,

мы учимся на уроках литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем читать,

рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

2. Для проверки домашнего задания вам предлагаются тестовые задания .

(тесты прилагаются)

3. Звуковая разминка. На доске карточки с буквами: А О У Е И Ё

Прочитайте на одном дыхании

Прочитайте шёпотом

Прочитайте громко

Молодцы!

На доске карточки со слогами: ЗА ЗО ЗУ ЗЕ ЗИ ЗЁ

Прочитайте слоги шёпотом

Прочитайте слоги громко, с чувством радости

Прочитайте эти слоги с вопросительной интонацией

Спойте, пожалуйста, слоги на мотив песни «Маленькой ёлочке»

Молодцы!

4.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: итак, тема урока Р. Киплинг сказка «Рикки – Тикки – Тави» (слайд -2)

Сообщение ученика о творчестве писателя. (слайды 3-9)

Джозеф Редьярд Киплинг родился в Индии в 1865 году и умер в 1936году. Его родители были англичанами. Киплинг много путешествовал, работая журналистом, он объездил весь мир. Был в Индие, Америке, Африке и Японии. Но всё же ближе ему по духу была Индия. В 1907 году Киплинг стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Самое известное произведение – Книга джунглей, в которой маленький Маугли, вместе со своими друзьями познаёт вечный Закон джунглей.

Учитель:наша задача на уроке – узнать, какая великая тайна и красота кроется в сказке Киплинга «Рикки- Тикки –Тави».

Работа над 1 частью сказки.

Кого мы можем назвать главным героем сказки?

Почему? (слайд-12 фото мангуста)

Найдите отрывок из текста к иллюстрации в учебнике на стр. 112

Найдите в 1 части предложение и закончите его «Нет на свете ничего труднее…» стр. 113

Найдите в тексте описание мангуста стр. 112 1 абзац

Расскажите, как мангуст попал в дом к людям? стр. 113

Почему его назвали «Рикки – Тикки – Тави»? Подтвердите это словами из текста

5. Зрительная гимнастика (проводит ученик)

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз, (посмотреть на кончик носа)

А с него свалилась вниз. (посмотреть на пол)

6. Работа в тетради . Записываем число, классная работа с комментированием.

Тема урока - Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави»

7.Пальчиковая гимнастика (проводит ученик)

Утро настало, солнышко встало (локти на парте, круговые движения ладонями)

Эй, братец Федя, разбуди соседей (круговые вращения большими пальцами)

Вставай большак, - (разгибаем большой палец)

Вставай указка, - (разгибаем указательный палец)

Вставай серёдка,- (разгибаем средний палец)

Вставай серёдка,- (разгибаем безымянный палец)

И ты, крошечка – Митрошечка, (разгибаем мизинец)

Привет, ладошечка! (хлопки в ладоши)

У вас в тетрадях схема, давайте заполним её и составим характеристику мангуста.

добрый

смелый Мангуст преданный

благородный любопытный отважный

Какое качество характера, на ваш взгляд самое главное?

Почему вы так думаете?

8.Физминутка . (проводит ученик)

А теперь ребята встали,

Дружно руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад

Повернулись вправо, влево

Тихи сели и за дело.

9. Карточки для индивидуального чтения. (для учеников с низкой техникой

чтения) (карточки прилагаются)

10.Работа над 2 частью сказки.

Какие ещё герои есть в сказке, расскажите о них?

(Мальчик Тэдди, его мать - Элис, отец.

Как ещё называет мангуст отца? (Большой человек)

Почему? (животным люди кажутся большими и мангуст чувствовал, что отец -

глава семьи)

О каких животных ещё идёт речь в сказке?

(Дарзи – птица – портной и его жена, Наг – огромная черная кобра (слайд -12)

Найдите в тексте описание кобры стр. 115

Найдите описание Нагайны.

11.Словарная работа:

Фут - одна третья метра, примерно 33 см.

Терновник - колючий кустарник

Затараторить - быстро говорить

Ложбина – небольшое углубление в земле.

12.Индивидуальная работа . (для учащихся с низкой техникой чтения)

Найди в тексте описание внешности мангуста, когда он сердится

(комбинированное чтение: учитель и ученик читают по очереди по одному слову)

стр.116

- Помогали ли птицы мангусту в борьбе с кобрами? Как? Подтвердите словами из

текста.(чтение диалога: учитель – ученик)

13.Работа над 3 частью сказки.

Найдите в тексте отрывок, о том, что задумали Наг с Нагайной? стр. 117

Найдите в тексте самый напряженный момент. Каким литературным термином он

называется? (кульминация) О чем он? (описание борьбы мангуста с коброй.)

Чтение по цепочки. стр. 118

14.Работа над 4 частью сказки.

Остановился ли Мангуст на достигнутом, или решил полностью обезопасить

своих родных от змей?

Найдите описание схватки мангуста с Нагайной? стр. 119

Найдите описание встречи Мангуста с семьёй? стр. 120

Найдите главную мысль сказки стр. 120.

Имел ли Рикки - Тикки - Тави право гордиться собой?

Почему?

Вывод: Смогли ли мы узнать, какая тайна и красота прячется в сказке? (слайд-14)

Подходит ли эта пословица, как вывод прочитанной нами сказки?

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Почему?

Что правда, а что вымысел в этой сказке?

Прочитайте название сказки. Как ещё можно было её назвать?

15. Рефлексия.

Продолжи фразу:

На уроке я узнал новое о….

Отвечал я хорошо. Но мне необходимо…

16. Оценки за урок.

Записки, с индивидуальными пожеланиями.

- Алёша, ты мне сегодня очень помог!

Лена, ты меня порадовала!

Регина, ты меня приятно удивила!

17. Домашнее задание.

1 группа. Придумайте небольшую историю из жизни Мангуста и Тедди.

2 группа. Опиши внешность Рикки- Тикки –Тави (1 глава)- для слабых учащихся

Спасибо за работу!

Тесты по разделу.

1 . Как звали мальчика, главного героя в рассказе А. Куприна «Белый пудель»?

А) Андрей

Б) Сергей

В) Игорь

2. Какой пословицей можно обозначить главную мысль в рассказе А. Куприна «Белый пудель».

А) Дружба дороже денег.

Б) Родная земля – золотая колыбель.

В) Язык – разум открывает

3 . Что потребовала морская ведьма у Русалочки за её желание стать человека?

А) красивые волосы

Б) нарядное платье

4 . Сколько принцесс – дочерей было у морского царя в сказке Х-К Андерсена «Русалочка?

А) 3

Б) 6

В) 1

5.Из какой сказки этот отрывок?

« И вдруг к ним подошла какая – то бедно одетая старуха с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком и длинным- предлинным носом, который спускался до самого подбородка».

А) А. Грин «Алые паруса»

Б) Х-К Андерсен «Русалочка

В) В. Гауф «Карлик нос».

6 . Какую траву Карлику Носу нужно было добавить в «Пирог королевы»?

А) мать и мачеха

Б) чихай на здоровье

В) полынь

7 . Охарактеризуй героев рассказа В. Гюго «Козетта»

Козетта жадные

смелый

Незнакомец добрый

беззащитная

Дочери Тенардье равнодушные

обманщики

Супруги Тенардье трудолюбивая

завистливые

злые

8 . Как звали куклу, подаренную Козетте Незнакомцем?

А) Катерина

Б) Мария

В) Софья

9. В каком возрасте Артур Грэй покинул родительский дом?

А) в 15 лет

Б) в 10 лет

В) в 25 лет

10) Как Артур Грэй назвал свой корабль?

А) Ансельм

Б) Секрет

В) Отважный

Ключ :1- Б, 2- А, 3-В, 4-Б, 5-В,6-Б, 8-А, 9-А, 10-Б

Карточки для индивидуального чтения.

Карточка 1.

Прочитай по слогам, соблюдая знаки препинания.

Он бры-кал-ся и ба-рах-тал-ся как мог. Рик ки – Тик - ки заг-ля-нул ему за во-рот-ник, по-ню-хал ухо и спус-тив-шись на пол, на-чал те-реть се-бе нос. Рик-ки - Тик-ки и - мел пра - во гор-дить - ся со-бой.

Карточка 2.

Прочитай с выражением. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложения.

Мангуст стряхнул с себя пыль и чихнул. Это наш спаситель! Ты спрашивал, кто такой Наг? Неплохое место для охоты. И это называется дикий зверёк? Что если он укусит ребёнка?

Р.Д. КИПЛИНГ «РИККИ-ТИККИ-ТАВИ»

1. Кто такой Рикки-Тикки-Тави?

б) мангуст

2. Почему его так назвали?

а) он был похож на игрушку

б) он издавал такой клич

в) имя состояло из слов, которые придумал отец

3. Определи тему произведения.

а) о животных и людях

б) о войне и героях войны

в) о сохранении природы

4. Подбери пословицу

а) Дружба не служба, а с кем дружить, на того служить.

б) Цыплят по осени считают.

в) Вор ворует не для прибыли, а для гибели.

5. Соедини слова в столбиках, зашифруй.

а) зачин 1. Рикки-Тикки-Тави любимец в доме

б) завязка 2. Охота на кобр

в) основная часть 3. Спасение Рикки-Тикки-Тави от наводнения

г) кульминация 4. Большой человек и Рикки убивают Нага

д) развязка 5. Рикки-Тикки-Тави гордится собой

6. Что за литературный прием использован в этих отрывках: «Рикки-Тикки-Тави стоял тихо, как смерть; действуя лапками, как тормозами; его стало мотать, как крысу мотает собака; хвост Рикки-Тикки-Тави стал как щепка; Рикки-Тикки-Тави сел на хвост и задние лапы, как кенгуру; на голове Нага была метка, как петля».

а) олицетворение

б) сравнение

в) эпитет

7. Какого героя не было в сказке?

б) птичка Дарзи

в) Большой человек

г) Нагайна

д) дельфин Дюк

8. Определи вид сказки «Рикки-Тикки-Тави»

а) о животных

б) бытовая

в) волшебная

9. Какая черта характера была главной у Рикки-Тикки-Тави?

а) любопытство

в) глупость

10. Что смешного не происходило с Рикки-Тикки-Тави?

а) чуть не утонул в ванне с водой

б) сунулся носом в чернила

в) обжёг нос о горящую сигару

г) укусил соседку за ухо

д) въехал к завтраку на плече у Тедди

Главный герой сказки Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» — молодой мангуст по имени Рикки-Тикки-Тави. Он жил с родителями до тех пор, пока не случилось наводнение, и его не унесло водой. Нахлебавшегося мангуста нашли в своем саду люди, и они решили оставить его жить у себя. Люди знали, что мангусты доброжелательны к своим хозяевам, а также хорошо ловят змей.

Рикки-Тикки понравилось жить у людей. Он играл с мальчиком Тедди, а родители мальчика кормили его вкусным мясом. Любознательный от природы, Рикки-Тикки бегал по огромному саду, который рос вокруг дома. Однажды он услышал в терновнике жалобные причитания птицы-портного по имени Дарзи. Мангуст узнал, что из гнезда выпал птенец и его проглотил Наг – огромная кобра. Не успел закончиться разговор Рикки-Тикки и Дарзи, как появился сам Наг, который на пару со своей женой-коброй Нагайной попробовал расправиться с мангустом. Но у них ничего не получилось, Рикки-Тикки сумел увернуться от змей, да еще и укусил Нагайну.

Вернувшись к дому, Рикки-Тикки задумался, как быть дальше. Он понимал, что еще молод и неопытен, и пока ему не под силу справиться одновременно с двумя взрослыми кобрами. Пока мангуст думал об этом, к мальчику Тедди незаметно подползла маленькая серая змейка, которая была не менее ядовита, чем кобра.

Рикки-Тикки смело бросился спасать Тедди от змеи. Пока он сражался с юрким противником, мальчик позвал на помощь родителей. Но их вмешательство не потребовалось. Улучив момент, Рикки-Тикки убил серую змейку.

Радости людей не было предела и во время обеда они позволили мангусту гулять по столу, прямо посреди посуды с угощениями. Ночью Рикки-Тикки спал в кровати Тедди, но сон к нему не шел, и мангуст отправился гулять по дому. Он встретил крысу Чучундру, и та рассказала ему о планах Нага и Нагайны пробраться в дом и убить людей.

Кобры опасались молодого мангуста, и они рассчитывали, что после смерти людей мангуст покинет этот дом, и их жизнь снова станет спокойной. Под покровом ночи Наг пробрался в ванную комнату родителей Тедди и решил подождать до утра, пока кто-нибудь из людей не войдет. Но Рикки-Тикки нарушил эти планы. Он дождался, когда уползет Нагайна, и смело напал на Нага. Поднялся страшный шум, и вбежавший в ванную комнату отец Тедди убил кобру из ружья.

На следующий день Рикки-Тикки отправился разыскивать Нагайну. От Дарзи, птицы-портного, он случайно узнал секрет Нагайны – на гряде с тыквами у нее были закопаны двадцать пять яиц, из которых вскоре должны были вылупиться маленькие детеныши кобры.

Представив, что будет, если кобры появятся на свет, Рикки-Тикки решил уничтожить яйца. Но надо было как-то отвлечь Нагайну. Это вызвалась сделать жена Дарзи. Она притворилась раненой и села под самым носом у кобры. Та погналась за птичкой, и мангуст побежал к тыквам. Он нашел яйца и уничтожил все, кроме одного.

В это время прилетела жена Дарзи и прокричала, что Нагайна заползла на веранду и людям угрожает опасность. Схватив последнее яйцо, Рикки-Тикки побежал туда. Он увидел, что Тедди и его родители, сидят за столом, боясь пошевелиться, а Нагайна готова укусить мальчика.

Рикки-Тикки сумел отвлечь кобру, угрожая уничтожить последнее ее яйцо, и люди покинули веранду. Началась жестокая схватка кобры и мангуста. В какой-то момент Нагайна схватила яйцо и попыталась скрыться. Рикки-Тикки погнался за ней. Дорогу ему указывала жена Дарзи.

Нагайна успела укрыться в своей норе, и молодой мангуст ринулся вслед за ней. Прошло много времени и птицы решили, что Рикки-Тикки погиб. Но вскоре мангуст выбрался из змеиной норы и сказал, что Нагайна мертва. От усталости он уснул, не сходя с места. Проснувшись, Рикки-Тикки вернулся в дом, к людям и от души наелся во время ужина, после чего на плече у Тедди отправился спать.

Мангуст Рикки-Тикки-Тави все последующие годы продолжал охранять покой людей, и ни одна кобра не сумела его обмануть и пробраться в сад.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» заключается в том, что победу одерживают смелые и отважные. Рикки-Тикки – очень смелый мангуст, он не побоялся двух огромных кобр и сумел по очереди победить обеих.

Сказка Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» учит быть внимательным и осторожным, заблаговременно распознавать опасность.

В сказке мне понравился главный герой, Рикки-Тикки-Тави. Он смелый, отважный и вместе с тем очень любознательный. Рикки-Тикки ценит доброе отношение к нему хозяев дома и всеми силами защищает их от опасностей.

Какие пословицы подходят к сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»?

Сколько змею не держать, а беды от нее ждать.
Храбрым счастье помогает.
Хорошо жить в почете, да ответ велик.

Сказка Рикки Тикки Тави об отважном борце со змеями, маленьком мангусте. Читать захватывающую сказку будут с интересом не только дети, но и их родители. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Рикки Тикки Тави читать

Во время сильного ливня маленький мангуст чуть не погиб. Семья англичан спасла забавного зверька и оставила у себя. Любопытный мангуст обследовал сад и дом и нашел там много интересного. В саду он познакомился с птичкой Дарси, у которой случилось горе: одного из ее птенцов съел Наг. Послышалось шипение, и появились Наг и Нагена. Рикки было немного страшно, но он помнил уроки своей мамы: предназначение мангустов уничтожать змей. Он не мог справиться с двумя змеями, но напал на Нагену и укусил ее. Змеи не ожидали от крошки-мангуста нападения, поэтому скрылись в траве. В этот же день мангуст спас Тедди, сына хозяина, от маленькой коричневой змейки, которая хотела укусить мальчика. После этого случая Рикки Тикки Тави стал всеобщим любимцем. Мангуст познакомился с мускусной крысой Чучундрой. Она была настолько трусливой, что боялась выбежать на середину комнаты, зато имела хороший слух. Чучундра предупредила Рикки, что в дом собираются проникнуть Наг и Нагена, чтобы убить хозяев. Мангуст смело набросился на Нага, который оказался сильным противником. Хозяин, услышав шум, прибежал и застрелил змею. Так мангуст снова спас от смерти своих хозяев. Рикки понимал, что нужно расправиться с Нагеной и уничтожить яйца, из которых вот-вот должно вылупиться ее потомство. В противном случае все будут в опасности. Дарси рассказала ему, где находятся яйца кобры. Она отвлекала внимание Нагены, пока мангуст расправлялся с ее потомством. Но Нагена решила не медлить. Она поползла на веранду, где обедало семейство англичанина, чтобы отомстить за смерть Нага. Кобра уже собиралась броситься на Тедди. И тут появился Рикки с яйцом в зубах. Он предупредил кобру, что это последнее яйцо из выводка. Нагена зубами схватила яйцо и стрелой понеслась в свою нору. Рикки преследовал ее, пока не настиг. Все восхищались храбростью маленького мангуста, который спас жизнь целой семьи. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Рикки Тикки Тави

Для Киплинга жизнь – это борьба. В сказочной истории Рикки Тикки Тави, как и во многих других произведениях, Киплинг показывает, что противостоять жизненным трудностям могут только сильные личности. Яркие персонажи сказки помогут читателям провести параллель с человеческими типами и характерами. Рикки Тикки Тави – бескорыстный и смелый борец за справедливость. Наг и Нагена – это грубое зло и вседозволенность. Дарси очень напоминает людей, которые много говорят и жалуются, но не способны на решительные действия. Чучундра воплощает трусливость. Маленький мангуст своим бесстрашием и нетерпимостью к злу подает пример Дарси, которая от разглагольствований переходит к действиям и начинает помогать Рикки в борьбе со змеями. Многим представителям человеческого общества тоже нужен хороший толчок или лидер, чтобы начать борьбу со злом.

Мораль сказки Рикки Тикки Тави

Не превосходство в силе, а мужество и чувство долга помогают победить даже самого сильного соперника. С проявлениями зла или насилия нужно бороться. Вот чему учит сказка Рикки Тикки Тави.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Беги, разузнай и разнюхай!
  • Меньше говори, больше делай!
  • Победит тот, кто не дрогнет.
Яковенко Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

Тема: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Цель: ознакомление с произведением Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
Задачи:
познакомить с произведениями Р. Киплинга, обучать сознательному и выразительному чтению, формировать умение анализировать прочитанное, выделять главную мысль произведения;
развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать сознание ценности проявления преданности, внимания и заботы друзей.

Оборудование: словарная работа, иллюстративный материал, выставка книг.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Зачитывание отзывов о произведении «Козетта»
III. Работа по теме урока.
1. Слово о писателе.
Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт(1865-1933) С момента появления первых переводов произведений Киплинга на русском языке его талант был замечен и признан читателями. А. И. Куприн так отмечал яркость своеобразие литературного дарования английского писателя: «Он оригинален, как никто другой. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, тонкий стиль или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя»
В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей день, эти переводы признаны лучшими.
2. Чтение статьи учебника.
3. Работа по выставке книг.
Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит», «Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей.
4. Представление рассказа «Рикки-Тики-Тави».
- Редьярд Киплинг много путешествовал, в юности он почти 7 лет провел в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Его рассказ посвящен истребителю змей смелому мангусту.
- Рассмотрите картинку к рассказу. В какой стране происходит действие? Как вы догадались? Посмотрите, как выглядит мангуст. (Краткие сведения о мангусте, кобре представляют дети, преждевременно получившие задание.) На какого зверя он похож? (ласку) Как называется змея? Что вы знаете о кобрах? Об их привычках, поведении?
5. Первичное чтение рассказа.
Учитель читает самые напряженные, острые моменты действия рассказа «великое сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с Нагайной и Тедди на веранде, бой с Нагайной в норе.
6. Повторное чтение по частям и анализ.
I часть.
Прочитайте, отрывки текста, где описывается внешний вид мангуста, особенности его характера.
- Почему мангуст получил такую кличку? (его боевой клич был рикки-тикки-тикки-чк!)
- Где жил мангуст?
- Как он оказался в саду Большого Человека?
- Кто его спас?
- Прочитайте эпизод, где Рикки знакомился с семьей Большого Человека.
- Понравился ли мангуст Тедди?
- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека? Найдите строчки, говорящие об этом.
- Как он знакомился с домом?
- Попробуйте восстановить текст по опорным словам: рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, въехал.
- О ком и о чем рассказывали нам эти глаголы?
- Как они характеризуют мангуста?
(Неугомонный характер, зверек любознательный и смелый)
II часть.
- Прочитайте разговор отца и матери Тедди?
- Какой вывод можно сделать о мангусте? (Мангусты верные и преданные друзья человека)
- О чем идет разговор между мангустом и Дарзи?
- Какое несчастье случилось у птички?
Опишите появление Нагга.
- Какие слова нужно использовать, чтобы описать страшный образ кобры? (негромкое шипение – страшный, холодный звук; огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста, злые змеиные глаза)
- Отчего стало страшно мангусту на минуту?
- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»? Почему?
- Перечитайте эпизод появления Нагайны, злой жены Нага. Перескажите. Найдите слова для ее характеристики, используйте их в пересказе.
- Кто предупредил Рикки об опасности?
- Попробуйте нарисовать картинку, которую можно нарисовать к данному эпизоду. Каким вы видите Рикки?
- Как можно изобразить Нага? (Вытянулась вверх, чтобы достать до гнезда, висевшего на терновом кусте)
Нагайну? (Раненая разъяренная, она извивалась)
Вывод: в этой сцене проявились находчивость и отвага Рикки. В то же время Рикки-Тикки был еще неопытен.
III часть.
Задание для самостоятельного чтения: расскажите, как вел себя мангуст во время завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки испускал воинственный клич?
Чтение IV части учащимися вслух, анализ.
- Для чего Рикк-Тикки отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал, что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)
-Какой разговор услышал Рикки-Тикки за стеной дома?
Как Наг и Нагайна решили избавиться от людей?
-Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага? (Негодование и ярость, ужас.)
- Почему мангусту было очень трудно победить Нага?
- Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки с Нагом?
- Найдите завязку. С чего начиналось действие? (Замысел Нага с Нагайной)
- Как развивалось действие? (Рикки следит за действием)
- Найдите кульминацию. (Схватка мангуста с коброй).
- Чем закончилось действие? Какова развязка? (Выстрел Большог Человека – смерть Нага)
Вывод: во время боя с очень сильным и опасным врагом маленький Рикки проявил находчивость, бесстрашие, стойкость, «и хотя он думал, что пришла его смерть, но решил встретить ее, не разжимая зубов».
Чтение 5-ой части самостоятельно.
- Какой момент в событиях, происходивших на веранде дома в следующее утро после гибели Нага, вы считаете самым напряженным?
Нарисуйте словесную картинку.
Окончание части от слов «когда она шмыгнула в нору, где жили они и Наг…» читается вслух, по очереди несколькими учениками.
- Почему бой в норе был трудным? Чем можно доказать, что длился он долго? Почему Рикки-Тикки не сразу пошел домой? Прочитайте, как встретили его дома. Как воспринял мангуст похвалу мамы Мальчика? Имел ли Рикки_Тикки право быть довольным собой? Чем вы это подтвердите?
7. Озаглавливание каждой части.
I. Знакомство с семьей Большого Человека.
II. Встреча с Нагом и Нагайной.
III. Смертельная схватка.
IV. Торжество победы над врагом.
8. Домашнее задание.
1) Прочитать, по возможности, весь рассказ.
2) Написать обзорное сообщение «Каким перед нами предстает Рикки-Тикки?
3) Картинный план, пересказ отрывков, которые особенно понравились.
4) Написать отзыв о рассказе.
5) * Чтение произведений Р. Киплинга.
V. Итог урока

Тест по теме Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Цели: проверить уровень первичного усвоения произведения.

I часть «Новый житель»
1.Автор произведения «Рикки-Тикки-Тави»
2. Как звали мангуста?
3. Как выглядел хвост, мех?
4. Как выглядели глаза и нос?
5. Как мангуст раздувал хвост?
6. Какое событие чуть не погубило мангуста?
7. Кто нашел мангуста?
8. Какую помощь оказали Рикки в доме?
9. Как провел первую ночь мангуст?
10. Где спал первую ночь мангуст?

II часть «Встреча с неприятелем»
1. Куда побежал Рикки после завтрака?
А) в сад;
Б) в комнату к Тедди;
В) в лес
2. Из-за какого дерева донеслись до Рикки голоса?
А) кипарис;
Б) береза;
В) терновник
3. Чьи это были голоса?
А) птицы;
Б) лягушки;
В) ёжика.
4. Почему плакали Дарзи и его жена?
А) сломалось гнездо;
Б) погибли все птенцы;
В) птенец был проглочен змеей.
5. Кто такой Наг?
А) питон;
Б) гадюка;
В) кобра.
6 Чем кормила мать мангуста?
А) птенцами;
Б) мышами;
В) мертвыми змеями.
7. О чем предупредила Дарзи Рикки?
А) появление человека;
Б) появление хищника;
В) появление кобры Нагайны.

III часть «Сражение»
1. Какую опасность видели Наг и Нагайна в доме?
2. Что решили сделать, чтобы избавиться от мангуста?
3. Кто спрятался в ванной, и с какой целью?
4. Как закончилась битва?
5. Что сказал Большой человек о случившемся?

IV часть. Спаситель.
1. Успокоился ли Рикки, когда погиб Наг? Почему?
2. Где настигнул Рикки Нагайну?
3. Куда пришлось Рикки следовать в погоне за Нагайной?
4. Как закончился поединок?
5. Что делал Рикки после поединка?
6. Какое чувство испытывал мангуст после поединка?

Восстанови порядок следования глав

Спаситель
Новый житель
Сражение
Встреча с неприятелем

Что нового вы узнали о жизни мангуста, его внешности и т. д.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...