Артикуляционная гимнастика колобок. Логопедическое пособие. Презентация «Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году». Окна моет, пол и стол


Ёжик, цветы Давай покажем, как бегал ёжик. У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я - колючий серый ёж! Совершать круговые движения языком между губами и зубами. Вдох через нос- «нюхать» цветок; на выдохе произнести:»Ах, как пахнет!» Найди цветы с пятью лепестками.


Футбол Поиграем в футбол (рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.) Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она. Покажи мальчика. Который сейчас забьёт гол: он в жёлтой …, в синих …, в красных … и без …. (Футболка, шорты, носки, кепка)


Качели Покатайся с язычком на качелях. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Улыбнуться. Открыть рот широко. Опустить кончик языка за нижние зубы, поднять язык за верхние зубы. Посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек; Покажи бабочек, которые летят направо; Покажи бабочек, которые летят налево;


Индюк сердится Покажи, как ругается индюк. Я- индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд- назад, произнося: была- была- была… Найди всех гусениц.


Месим тесто Помоги Язычку месить тесто. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, п+ять – Не пора ли вынимать? Улыбнуться, открыть рот, покусать язык, пошлёпать, закусить и протаскивать сквозь зубы. Что сделано из муки?









Название:
Номинация: Детский сад, методические разработки, презентации, Средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Должность: логопед-дефектолог, специальный психолог
Место работы: ДОЦ
Месторасположение: Краснодарский край, г. Краснодар

Презентация
«Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году»

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков – всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.





Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

(подборка)

Учитель-логопед:

Волкова С.В.

М.В. Малец

«Веселый лягушонок»

Упражнение «Улыбка»

Зубы сомкнуты.

Губы в улыбке. Верхние

и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка,

Тянем к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет

Добывать себе обед

Приходилось самому.

Было нелегко ему.

Пищу сам он добывал,

Еще до свету вставал

И под кочкой у листочка

Язычок свой разминал:

Чтоб комариков достать,

Должен он подвижным стать.

Упражнение «Блинчик»

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя -

Пя-пя-пя -

Язык - лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

Упражнение «Иголочка»

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

Расслабляться надоело!

Напряжемся до предела!

Язычок теперь - «иголка»,

Хоть и острый, но не колкий!

А теперь без сожаленья

Чередуем упражненья:

«Блинчик» - острая «иголка» -

Расслабленье - напряженье.

Упражнение «Часики»

Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.

«Часики» - «тик-так, тик-так!»

Постарайся, сделай так:

Язык - «иголка», улыбнись,

Губ уголков «иглой» коснись.

Словно маятник язык:

Тик-тик! Тик-тик!

Тик-тик! Тик-тик!

Упражнение « Чистим зубки»

Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом - по нижним зубам, слева направо и обратно.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Полюбуйся, посмотри.

Зубки нижние снаружи

Чисто чистит он затем.

Справа - влево, слева - вправо,

Помнить нужно это всем:

Челюсть нижняя на месте!

«Чистим зубки» с ним мы вместе!

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил,

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Болтушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

Лягушонок очень мил,

Сам себя он похвалил:

«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

Сам комариков ловил!

Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

У меня хватило сил!

Язычок широкий, плоский,

Словно блинчик или доски,

Чашечкой я завернул,

К носу язычок тянул.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслажденьем:

«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья -

Занимайся каждый день.

Прочь тогда прогонишь лень!

Если прочь прогонишь лень,

Сытым будешь каждый день!

Л.Тимощук

«Аня»

[а]

Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так.

(уппр. «Улыбочка»)

Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так.

(упр. «Дудочка», нахмурить брови)

Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбка»)

Мы тоже любим играть с нашими язычками в «Прятки».

(упр. «Прятки» 3-4 раза)

Л.Тимощук

«Маленькая горошинка»

[х-х`]

Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту. «Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза ). «Положите» горошину на кончик высунутого языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать под счет до 10 ). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком (загибая его сильно вверх ), потто снова на кончик языка (4-5 раз ).

Л.Тимощук

«Веселый Волк»

[у]

Материал: игрушка волка, картинки артикуляционных упражнений

«Лопатка», «Иголочка», «Улыбочка», «Дудочка».

(располагает на наборном полотне четыре картинки для артикуляционных упражнений)

Сегодня к нам в гости пришел Волк и увидел выставку картинок. Посмотрите на них внимательно.

Только Волк отвернулся,

(вместе с педагогом дети опускают голову на руки, сложенные на столе)

как одна картинка пропала (убирает одну из картинок ). Какой картинки не стало?

Правильно «Улыбочки». Давайте улыбнемся и не будем грустить.

(упр. «Улыбочка»)

Волк задумался,

Пропала еще одна картинка. Какая?

Правильно, «Дудочка». Давайте ее изобразим.

(упр. «Дудочка»)

Волк опять задумался,

(дети опускают голову на сложенные руки)

И опять картинка пропала. Какой картинки не стало? Правильно «Лопаточки». Давайте ее покажем.

(упр. «Лопаточка»)

Что же происходит, Волк задумался.

(дети опускают голову на сложенные руки)

И снова картинка исчезла. Какой картинки не стало? Правильно «Иголочка»

(упр. «Иголочка»)

Расстроился Волк. Давайте успокоим его. Будем показывать ему пропавшие упражнения.

Вспомните, какая картинка исчезла первой? («Улыбочка»)

(упр. «Улыбочка» и появляется картинка)

Какая картинка исчезла второй?

(«Дудочка» )

(упр. «Дудочка» и появляется картика)

Какая картинка исчезла третьей? («Лопаточка» )

(упр. «Лопаточка» , появляется картинка)

А какая картинка исчезла четвертой? («Иголочка» )

(упр. «Иголочка», появляется картинка)

Очень хорошо! Волку очень понравилось, как вы умеете делать эти упражнения.

Л.Тимощук

«Путешествие по реке»

[ы]

Материал и оборудование: игрушки – котенок, утка, слоненок; «корабль» -

Ряды стульев.

Представьте, что мы сидим на берегу и ждем корабль.

Вот к реке подошел котенок (показывает игрушку ) и начал лакать воду. Как он лакает?

(чередование упражнений «Лопаточка» - «Чашечка»)

Мимо проплыла уточка (показывает ).

(упр. «Утиный клювик»)

По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка (показывает ). Он, подойдя к реке, начал набирать воду хоботом.

(упр. «Хоботок» с сильным вдохом)

Мы забыли сделать очень важную вещь – купить билеты на корабль.

Чтобы их купить, надо назвать слово, которое начинается со звука [о].

(Дети, которые произносят слова с заданным звуком, получают билеты. Если не все выполнили задание, педагог предлагает вспомнить слова, начинающиеся со звуков[у],[и], и вручает билеты)

Л.Тимощук

«Рассказ о том,

как Ветерок побывал в цирке»

[а, и, у]

1. Ветерок зашел в цирк, удобно сел в кресло и расслабился.

(упр. «Лопаточка»)

Вот на арене появился жираф с длинной – предлинной, тонкой – претонкой шеей.

(упр. «Иголочка»)

Жираф исполнял такие забавные номера, что Ветерок стал улыбаться, вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но больше всего понравился Ветерку слоненок с длинным носом.

(упр. «Хоботок»)

2. Вдруг на арене цирк появился аквариум, а в нем большая рыба. Она смотрела на всех выпученными глазами и беззвучно разговаривала. Рыба открыла рот вот так

(открыть рот упр. «Домик открывается»)

И Ветерок понял, что она произносит звук … (Д ети: [а] )

Потом рыба вытянула губы вперед в виде трубочки и беззвучно сказала… (Дети: [у] ).

(упр. «Трубочка»)

Затем рыба как бы пропела два звука (педагог артикулирует [ау] ). Повторите эти звуки.

(чередование упражнений «Домик открывается» - «Трубочка»)

3. После рыбы выступал медведь. Он катался на самокате и пел песни.

Ветерку так понравилась песня медведя, что он стал подпевать ему. Давайте и мы подпоем. (Дети подпевают концовки )

Быстро еду, еду, еду. – У-у-у, у-у-у.

Вас порадовать хочу. – У-у-у, у-у-у.

И на быстром самокате

Кого хочешь прокачу. – У-у-у, у-у-у.

Л.Тимощук

«Как Маша

ходила к зубному врачу»

[м-м`]

Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы. Врач просит: «Открой, пожалуйста, рот». Но Маша испугалась. Стиснула губы плотно – плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша.

(плотно сомкнуть губы)

Врач стал уговаривать Машу не боятся. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка.

(упр. «Зайчик» или «Шторки»)

«Я хочу видеть все твои зубы», - говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала. Покажите, что она сделала.

(упр. «Лягушка» или «Шторки»)

Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно, как часы тикают: тик – так. Как тикают часы?

(упр. «Часики»)

Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: «Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?»

Маша ответила: «Хочу, я их очень люблю». И улыбнулась. Покажите, как?

(упр. «Улыбочка»)

Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами.

Л.Тимощук

«Песик Пулька»

[п-п`]

Это случилось в день рождения петушка Пети, на которое он пригласил своего друга песика Пульку.

Песик Пулька лежал на полу и думал, что подарить Пете.

(упр. «Лопаточка»)

Мимо пролетал попугай Паша.

(упр. «Качели»)

Попугай Паша был забиякой. Ему захотелось клюнуть песика, который показался Паше спящим. Но в это время Пулька потянулся и стал лизать свою гладкую шерстку.

(вытягивание широкого языка. Движения широким языком, имитирующие лизание)

Упрямый попугай подлетел к песику. Но Пулька подпрыгнул и поймал попугая за хвост.

(губы обхватывают широкий кончик языка)

Попугай Паша испугался и стал выдергивать свой хвост из лап Пульки.

(язык пытается освободиться, губы его удерживают)

Наконец это ему удалось. Но у Пульки осталось в лапах одно легкое перышко. Обрадованный песик стал с ним играть.

(упражнение на поддувание)

Л.Тимощук

«Ворона»

[в-в`]

В гости к нам прилетела птица. Отгадайте, какая?

«Кар-кар, я летала, кар-кар, я устала

Кар-кар, посижу, кар-кар, отдохну»

Эта птица всем знакома.

Называется… (ворона)

Однажды наша ворона сидела на высоком заборе.

(упр. «Заборчик», следить, чтобы губы детей были в улыбке)

Вдруг она увидела, что во дворе появился мальчик с лопаткой в руке и направился к забору. Там он начал что-то строить.

(упр. «Лопатка»)

Забор был высокий, и вороне плохо видно, что делает мальчик. Она слетела с забора, подлетела поближе и спряталась в сугроб.

(упр. «Прятки»: язык находится за нижними зубами 5-7 сек.)

Любопытно вороне: что делает мальчик? Чтобы лучше видеть, она вытянула шею и вся выгнулась.

(упр. «Сердитая кошечка»: спинка языка приподнята 5-7 сек)

Ничего вороне не видно. Высунула она голову из-за сугроба. Ничего не поймет.

(кончик языка положить на нижнюю губу 5-7 сек.)

Тем временем мальчик закончил свою работу – строительство снежной крепости и ушел домой. «Ну вот, проворонила», - подумала ворона и снова взлетела на забор.

(упр. «Заборчик»)

Л.Тимощук

«Дятел»

[д-д`]

Однажды Дятел вылетел из своего родного леса и полетел в деревню к друзьям. Внизу он увидел быстро мчащуюся электричку. Ее колеса стучали по рельсам. Вот так: «Д-д-д».

(упр. «Дятел»)

Потом Дятел увидел лошадку. Она быстро бежала по дороге, цокая копытами.

(упр. «Лошадка»)

Дятел не мог двигаться так же быстро, как электричка и лошадка. Зато он умел лечить больные деревья, доставая из-под коры жучков и гусениц. Сядет Дятел на дерево и стучит: «Д-д-д». Как он стучит?

(упр. «Дятел»)

Дятел подлетел к дому своих друзей Димы и Даши и заглянул в окно. Дятла уже ждали в гости.

(упр. «Окошко»)

Дима играл на дудочке.

(упр. «Трубочка»)

А Даша накрывала на стол: поставила самовар,

(упр. «Самовар» или «Паровозик»)

чашки,

(упр. «Чашечка»)

и вкусное клубничное варенье.

(упр. «Вкусное варенье»)

Дятел стал стучаться в окно: «Д-д-д». Постучите и вы как Дятел.

(упр. «Дятел»)

Ребята очень обрадовались, когда увидели Дятла и широко улыбнулись.

(упр. «Улыбка»)

Л.Тимощук

«Колобок»

[к-к`]

Испекла бабушка Колобок и положила его на окошко.

(упр. «Окошко»)

Он был такой горячий, что тронешь его – обожжешься. Стал Колобок по подоконнику кататься – остужаться.

(упр. «Катание шарика» или «Хомяк»)

Вдруг видит Колобок – крадется к нему кошечка, и решил он от нее спрятаться.

(упр. «Прятки» 5-6 раз)

Подкралась кошечка поближе и лапкой – цап! – а Колобок-то горячий. Обожгла кошечка лапку и очень рассердилась.

(упр. «Кошечка сердится» 4-5 раз)

Колобок испугался и покатился куда глаза глядят.

Катится Колобок, а навстречу ему заяц скачет.

(упр. «Зайчик»)

Колобок спел ему свою песенку и покатился дальше.

Катится Колобок, а навстречу ему скачет по дорожке Лягушка – квакушка. Подружились они. И Колобок покатился дальше.

(упр. «Лягушка»)

(упр. «Прятки»)

Так Колобок познакомился со своими новыми друзьями. Теперь ему не будет скучно.

Л.Тимощук

«Гена и его щенок»

[г-г`]

У Гены есть щенок, породы бульдог.

(упр. «Бульдог» , «Прятки»)

Щенок любит лакать молоко. Вот так.

(чередование упр. «Лопаточка» - «Чашечка»)

Однажды он так забрызгал молоком свою будку, что Гене пришлось ее отмывать.

(кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята, достает нёбо. Спинка языка движется вдоль нёба вперед - назад)

Во двор Гены забежала кошка. Стоит кошка озирается по сторонам.

(упр. «Часики»)

А щенок тут как тут, звонко залаял. Кошка испугалась, выгнула спину дугой – вот так.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Потом она убежала. Довольный щенок улегся отдыхать.

(упр. «Блинчик»)

Л.Тимощук

«Саша»

[с-с`]

С само утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается.

(упр. «Улыбка»)

Ему подарили велосипед, и он собрался на нем покататься. Выходя из дома, Саша увидел огромного бульдога.

(упр. «Бульдог»)

Испугался Саша и спрятался за дверь.

(упр. «Прятки»)

Саша выглянул из-за двери. Пес не уходит, сидит у самой двери.

(упр. «Чашечка»)

Саша снова спрятался.

(упр. «Прятки»)

Стоит Саша за дверью и думает: «Не буду я больше бояться собаки». Только так подумал, смотрит, а собаки-то нет, убежала

Вышел Саша на улицу, сел на велосипед и стал кататься по кругу в одну сторону.

(круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт, а затем в другую сторону)

Саша катался, а веселый ветерок обдувал его во время езды.

(упр. «Желобок»)

Хорошо кататься на велосипеде!

Л.Тимощук

«Маленький Зайчик»

[з-з`]

В холодный зимний вечер Маленький Зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

(упр. «Лопаточка»)

Вдруг подул ветерок и голые веточки на кустиках задрожали.

(упр. «Желобок»)

Зайчик испугался и спрятался за пенек. Выглянет из-за пенька и опять спрячется.

(упр. «Прятки»)

А ветерок все дует, шевелит веточками на кустах.

(упр. «Желобок»)

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться: это всего-навсего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся

(упр. «Улыбка»)

и побежал кататься на горке.

(упр. «Горка»)

Л.Тимощук

«Цветок»

[ц]

Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой.

(упр. «Иголочка»)

Через несколько дней на стебельке появился бутон.

(упр. «Трубочка»)

Бутон становился все больше и стал раскрываться.

(плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами)

И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок. Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!»

(вдох носом, выдох ртом)

Л.Тимощук

«Котенок»

Котенок лежал на подоконнике и задремал. Ему снилась птичка, которая часто прилетала к окну.

(упр. «Окошко»)

Он улыбался своей подружке – птичке.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг котенок услышал за окном какой-то шум. Он выглянул в окно и увидел, что на его знакомую птичку громко лает большая собака. Маленький котенок не испугался собаки, он зашипел, выгнул спинку. Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком.

(упр. «Трубочка»)

Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес.

(упр. «Лопаточка»)

Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее.

(упр. «Чашечка»)

Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие.

(упр. «Трубочка»)

В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло.

Он только что появился на свет и с интересом все разглядывал. Посмотрел вверх

(упр. «Чашечка»)

и увидел большой гриб на тонкой ножке.

(упр. «Грибок»)

Прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землей. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз. Здорово! Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз.

(упр. «Качели» 5-6 раз)

Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку. А песенка у него была очень красивой: «Ч-ч-ч-ч». И разлетелась песенка по всему лесу.

Л.Тимощук

«Волшебный сундук»

[ж]

Женин папа работает в цирке фокусником. Однажды папа взял Женю на работу и оставил в своей комнате, где стоял сундук. (выставляет коробку ).

Приоткрыл Женя крышку сундука (приоткрывает коробку ) и увидел улыбающуюся лягушку.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг лягушка как прыгнет. Женя быстро захлопнул крышку (закрывает коробку ). Но так хочется посмотреть Жене на лягушку еще раз. Открыл сундук… (открывает коробку ), а там слоненок. Сидит и тянет к Жене свой хоботок.

(упр. «Хоботок»)

Понял Женя, что это волшебный сундук. Весело ему стало: то откроет сундук, то закроет…

(чередование упр. «Улыбочка» - «Хоботок»)

В папиной комнате стоял старинный шкаф. Женя заглянул в него и увидел на верхней полке обезьяну.

(упр. «Обезьяна»)

Обезьяна спрыгнула на нижнюю полку, а потом опять наверх полезла.

(упр. «Качели»)

Осторожно прикрыл Женя дверцу шкафа. «Наверное, она репетирует свой номер», - подумал мальчик.

В углу комнаты Женя заметил большого паука. Паук качался в паутине как в гамаке.

(педагог и дети показывают широкий кончик языка, затем убирают язык; повторить упражнение несколько раз)

Паук увидел мальчика и забеспокоился. Стал бегать по потолку.

(упр. «Маляр»)

Женя с интересом наблюдал за пауком, но тут пришел папа и повел Женю домой.

Н.А. Лукина

«Планета»

Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автомамизация звуков).

Н.А. Лукина

«Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт - покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д -д-д-д!).

«Праздники – это то,
без чего не мыслима жизнь,
и надо чтобы каждый из нас оставил
в душе воспитанника маленькое
или большое открытие,
доброе воспоминание,
которое будет непременно
востребовано во взрослой жизни»
(О.П. Власенко)

«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…..»

Каждому знакомы эти строки. Невольно хочется продолжить дальше, ведь все с самого раннего детства знают эту сказку и без труда могут рассказать ее.

Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний, связано у каждого из нас с этим понятием так как, любовь к сказке формируется с раннего детства. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книги, слушает рассказы взрослого.

А если это не просто чтение из книги, а театрализованное представление с музыкальным сопровождением и участием сказочных героев? Одним из главных источников познания действительности (событий, образца поведения, характера) являются сказки и их персонажи. Использование сказочных сюжетов, приемов театрализации в педагогической работе помогает развитию речевой активности детей. В организации педагогической деятельности с детьми логопедических групп приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем.

Как объединить различные логопедические методики с приемами театрализации и с музыкальным сопровождением. Вот, и появилась идея провести логоритмический праздник с элементами театрализации. Включение в логоритмические средства речевого материала в самых разнообразных формах (тексты песен, хороводы, драматизации, инсценировки, потешки, музыкальные подвижные игры, считалки). А также использование приемов просодики способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

В подготовку праздника были вовлечены ребята подготовительной группы, а также их родители. С каким азартом дети принимали участия в репетициях и изготовлении костюмов, декораций.

Сценарий мероприятия имел четкую структуру и включал в себя не только театрализованное представление, но и логоритмические игры, включающие в себя различные методики (логоритмика, артикуляционная гимнастика, речедвигательные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и развитие мелкой моторики т.д.) в которых с удовольствием принимали участия зрители.

Благодаря, четко подобранному музыкальному сопровождению под руководством музыкального руководителя Н.А. Огнетовой дети-актеры, которые принимали участие, смогли показать не только эмоциональное настроение, но и характер, повадки главных героев сказки.

Красиво оформленный зал и декорации, непринужденная обстановка оставили незабываемое впечатление на участников и зрителей театрализованного праздника.

«Сказка о веселом колобке»

Цели:

  • Обогащать активный и пассивный словарь.
  • Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями.
  • Развивать речевое дыхание, артикуляцию, слуховое внимание, (различать ритм звучания, частое и редкое), чувство ритма. Развивать артистизм.
  • Развивать умение сопро­вождать речь движением.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать чувство взаи­мопомощи.
  • Воспитывать умение взаимо­действовать друг с другом.

Оборудование : Театральная ширма. костюмы животных, бабки, дедки и колобка

1. Сцена: Дом, стол, лавочка,Картина печи.

2. Лес, забор, лейка, бочонок с медом, деревянная ложка.

3. Поляна, цветы, пенек.

Пьеса в одном действии, трех картинах.

Действующие лица:

Ведущий (взрослый)

Ведущий (ребенок)

КОЛОБОК ВОЛК

ДЕД МЕДВЕДЬ

БАБА ЛИСА

ЗАЯЦ

Картина первая

Сцена затемнена. Выходят ведущие (взрослый и ребенок).

1. Ведущий:

Все девчонки и мальчишки,

Знаем, очень любят книжки,

Любят сказки, любят песни...

А чтоб было интересней,

Сказки старые покажем,

Но в стихах мы их расскажем,

Звонких песен Колобка

Не слыхали, вы пока?

Все расселись?

В добрый час!

2. Ведущий:

Начинаем наш рассказ...

Жил старик со своей старушкой

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды Дед.

Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

Баба готовит колобок (имитирует движениями рук процесс замешивания теста, лепки формы колобка).

1. Ведущий:

По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти две муки нашла -

Больше-то не нужно.

Ложки две сметаны.

1. Ведущий :

Ребята, а вы знаете, как баба пекла колобок? помогите ей замесить тесто: Повторяйте за мной (Использование работы со зрителями)

1. Артикуляционная гимнастика

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к постановке не достающих звуков.

Расслабление языка на счет.

Бабка:

Тесто мнем, мнем, мнем. (легкое прикусывание языка зубами)

Тесто жмем, жмем, жмем. (Легкое прижимание губами языка)

После скалочку возьмем, (Проталкивание языка между плотно сжатыми зубами)

Тесто раскатаем,

Выпекать колобок поставим. (распластать зык на нижней губе)

Раз, 2, 3, 4, 5- не пора ли вынимать?(держим под счет)

Дед:

Славный вышел Колобок, (упражнение «Горка»)

Пышный и румяный.

Ведущий 2: - Из-под стола появляется колобок, а у деда глаза округлились, слюна потекла, дед гладит по животу. Облизываясь, смотрит на колобок.

Баба:

Погоди-ка, Дед, чуток.

Пусть остынет Колобок!

Баба двигает колобок к окну

Колобок прячется за занавес.

2. Ведущий:

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он:

Колобок:

Разомнусь немножко!»

1. Ведущий:

Прыг с окошка - и в лесок.

Покатился Колобок

Картина вторая

С авансцены убирается декорация комнаты. От­крывается занавес. На сцене декорация леса (плос­костные деревья - ели, березы, плоскостные или объемные грибы и пр.). Колобок бежит по лесу.

1. Ведущий:

Покатился колобок

Мимо елок и берез,

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Желтых, синих, красных.

2. Ведущий:

Видит в небе синеву

И зеленую траву,

1. Ведущий:

В небе солнце красно.

Все вокруг прекрасно!

2. Ведущий :

Ребята, как вы думаете, кого первого встретит Колобок?

Дети:

2. Ведущий :

Давайте вместе с зайчиком поиграем. Повторяйте движения вместе с нами.

2. Логоритмика движения под музыку.

Цель: устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий.Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.

НАПРИМЕР:

Поочередное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а также имитационные движения.

Применяются четкие музыкальные и словестные сигналы для смены движений .

Заяц 1. Дети 2.

1. Ведуший:

Маленький зайчик по имени Ваня, 1. (выходит) 2. (зрители встают)

Быстро скакал по зеленой поляне 1. (скачет) 2. (легкие прыжки на месте)

2.Ведущий:

Он торопился и песенку пел, 1. (разводит руками в стороны)

Сегодня у зайчика 1000 дел. 2. (разводят руками в стороны)

Заяц: (поет)

- Надо бы сбегать на огород, 1. (бежит к оградке)

Туда, где капуста пышно растет 2 . (легкий бег на месте.)

Нужно морковку из лейки полить 1 . (берет лейку и поливает)

2. (разводят руки в стороны)

(имитация полива)

1. Ведущий:

Водой ключевой носик помыть, 1.2. (имитация мытья носика)

Нужно проверить- поспела ль редиска 1.2. (руку поднять к бровям

смотреть в разные стороны )

2. Ведущий:

Нагнуться придется над грядкой низко, 1.2. (наклоны в перед)

И на полянке тихонько лежать 1.(заяц ложится на ковер)

Нюхать…. цветы. 2.(дети соединяют ладошки,

И ногами болтать. приложив уху)

1.(лежа на полу, болтает ногами)

2.(имитация «Нюхать цветы»)

1. Ведущий :

Катится-катится колобок… 2. (руки имитируют работу мотора,

2. Ведущий присаживаются на места)

Вдруг наш шалунишка

Повстречал (запнулся о ) Зайчишку.

Заяц:

Я полакомлюсь тобой, 1. (подскакивает испуганно, затем

Я с утра не кушал. важно )

Колобок:

Погоди, Косой!

Песенку послушай! (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Велика Зайчишке честь:

Колобок румяный съесть!

(Заяц зачарованно слушает песенку, а Колобок катится по лесу, имитирует ловлю божий коровки)/

Колобок: Читает приговорку с постепенным ускорением. (зрители хором помогают колобку)/ (Можно повторить хоровым чтением)/

1 раз один колобок читает, затем 2-3 все зрители.

- Божья коровушка, В огороде бобы,

Полети на облышко, В лесу ягоды, грибы.

Принеси нам с неба, В роднике водица,

Чтобы было лето: Во поле пшеница.

1. Ведуший:

Заблудился колобок. Ребята давайте поможем, найти дорогу Колобку по нашим волшебным знакам.

Цель: Закрепление гласных букв и их правильное произношение. Развитие силы голоса, произнесение на полном выдохе.

(Карточки с гласными буквами. По дорожке разложены гласные буквы,)

1. Колобок 2. Дети

Колобок : 1. колобок поднимает и показывает детям.

- Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем громко

А-А-А 2. (А-А-А)

Утром солнышко взошло,

Колобок скатился

О-О-О 2. (О-О-О)

Видит в небе синеву

Об пенек споткнулся

У-У-У 2.(- У-У-У)

Колобок по кочкам, - ну а мы

Говорим все дружно

Ы-Ы-Ы- 2. (Ы-Ы-Ы)

Разлетелись комары. 1. (хлопок ладонями) 2. (хлопки ладонями)

2. Ведущий :

А сейчас вы превратились в ворон.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны 2. (прыжки на месте)

Увидали колобка… 2. (руку поднимают к бровям, широко

открыв глаза)

Закричали: -Кар!…Кар!…Кар! 2 . (Кар!… Кар!… Кар!)

1. Ведущий:

Катился, катился и

Прикатился по дороге 1. (Вдруг на его пути появляется Волк)

Волку Серому под ноги

Облизнулся Серый Волк,

Волк:

В колобках я знаю толк...

Как ты кстати, Колобок! 1. (обрадованно).

Я голодный очень.

Съем-ка я тебя, дружок, (облизывается)

Буду сыт до самой ночи!

Колобок:

Что ты, что ты, Серый Волк!

Ты меня не кушай!

Сядь-ка лучше на пенек,

Песенку послушай. (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Обманул Зайчишку славно,

От тебя уйду подавно!

С последними словами Колобок пробегает мимо Волка и катится дальше в лес.

2. Ведущий:

Дети – Медведя!

А мы знаем пальчиковую игру про медведя. Повторяйте вместе с нами.(ведущий показывает п\и)

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: Учить слышать стихи, запоминать и проговаривать. Воздействовать на импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозг и раздражает ту его часть, которая отвечает за развитее речи.

1. Медведь. 2. Дети.

1. Ведущий:

Шел медведь к своей берлоге, 1. (ходьба в вразвалочку) 2.(ладони прижать друг-другу )

Да споткнулся на пороге, 1. (запинается, садится)2. (потирают ладони)

Медведь:

Видно очень мало сил, 1. (проверяет свои мышцы) 2.(пальцы закрыть в замок)

Я на зиму накопил, 1.2. (напрягают мышцы рук)

2. Ведущий:

Так подумал и пошел, 1. (встает, идет) 2. (пальцы касаются друг друга)

Он на поиск диких пчел, 1. (ищет) 2. (поочередное касание пальцев)

Медведь:

Мы медведи сладкоежки, 1. (облизывается) 2. (пальцы соединить, рассоединить)

Любим есть медок без спешки, 1. (облизывает деревянную ложку гладит живот)

А наевшись без тревоги 2. (потирание ладоней)

До весны сопим в берлоге. 1.2. (имитация сна ладони вместе прижаты к уху)

1. Ведущий:

Но сегодня не зима

Мишка сам, бредет сюда.

2.Ведущи:

Вдруг навстречу сам Потапыч. 1. (медведь шагает вразвалочку)

Зарычал он, поднял лапу: 1. (поднимает лапу)

Медведь:

Подойди-ка, Колобок!

Я перекушу чуток!

Колобок:

Что ты, что ты, Косолапый!

Опусти ты свою лапу.

Лучше песенку мою

Ты послушай - я спою (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Убежал от Зайца я

И от злого Волка.

И, Топтыгин, от тебя.

Мне уйти недолго!

Колобок катится по лесу. Крадучись, выходит Лиса, садится на пенек.

1. Ведущий:

Покатился кувырком

Через рощу прямиком...

Долго ль, коротко ль катился,

На опушке очутился.

2. Ведущий:

Ребята помогите колобку дух перевести.

Поиграем в игру.

Повторяйте за нами.

5. Речедвигательная ритмика. Методика Мухиной.

Цель :Развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики будут являться : двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

В коррекционной работе с логопедическими детьми данную технологию наиболее эффективно применять в процессе постановки правильного звукопроизношения. Ведь специальные упражнения методики разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции.(можно использовать различные звуки или слоги)

Звук

Исходное положение

Движения

Динамика

[Ы]

Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе.

При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

Очень сильная.

[С]

Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты.

Произнося [С], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и под давлением плечевого пояса кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бедра и колени напряжены.

Очень сильная.

[З]

Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди.

Произнося [З], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остается прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются.

Очень сильная, дрожащая.

1. Ведущий:

Как беде тут не случиться,

Коли хитрая Лисица

На опушке той сидела,

Рыжий хвост на солнце грела.

2. Ведущий:

Увидала колобка

И к нему издалека

Двинулась навстречу (лиса встает, идет к Колобку).

С ласковою речью.

Лиса: (льстиво).

Как пригож ты, Колобок!

Как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок,

Знаешь много песен...

Колобок:

Колобок я, непоседа, (поет).

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

1. Ведущий:

Колобок ей песню спел,

Укатиться прочь хотел,

Но надумала Лисица

Глуховатой притвориться.

Лиса: (лукаво).

Глуховата я чуток...

Ближе подойди, дружок.

Сядь ко мне ты на носок,

Громче спой еще разок.

Колобок: (поет громче).

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел,

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

2. Ведущий:

Ту же песню Колобок

Громче спел еще разок.

Но хитрющая плутовка,

Снова притворилась ловко...

Лиса : (ласково).

Ах, поешь ты так чудесно!

Не расслышала я песню...

Сядь ко мне на язычок

И в последний спой разок!

1. Ведущий:

- Простодушный Колобок

Прыг Лисе на язычок...

Глупый! Разве ж это дело?!

А Лисица - ам! - А съесть не смела.

Лиса уводит Колобка со сцены.

Чтобы Лисам хитрым, злым

Не попасться в сети,

В лес ходить нельзя одним,

Дорогие дети!!!

Занавес.

4 сказки про Веселый Язычок (артикуляционная гимнастика)

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика "

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...