Старорусская 5. Тайны двора. Доходный дом Полежаева. Вернемся к кинематографической странице «биографии»

Прекрасный образчик модерна на Старорусской улице, где изволил жить сам Воланд во время съёмок сериала «Мастер и Маргарита». В дореволюционные времена дом был одним из первых жилых комплексов, где селились богатейшие люди Петербурга, а в годы советской эпохи - одним из самых больших коммунальных жилищ в Ленинграде.
Доходный дом купца и хлеботорговца Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозной мрачной красотой, которая была достигнута зодчим отчасти башенками со шпилями, отчасти кирпичной облицовкой, исполненной в белом и малиновом тонах, которая со временем потемнела и придала дому ещё больше сурового обаяния.

Помимо башенок, балюстрад шпилей и скульптур, которые украшают фасад, здание может похвастать искусной лепниной, а также ионическими пилястрами и полуколоннами, которые подчёркивают первый этаж и мансарды. Кроме того, одной из самых запоминающихся деталей дома являются две пары атлантов и кариатид, облаченных в одежды эпохи ренессанса.

Нужно заметить, что дом стал не только одним из самых достойных и красивых образчиков модерна, но и одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов с собственной инфраструктурой, которая делает здание чуть ли не маленьким городком.

Ещё до начала строительства Полежаев замыслил возвести дом, который будет рассчитан на обеспеченных людей, коим не придётся утруждать себя бытовыми хлопотами, так как для их удовлетворения в здании будут созданы все условия, а сами обстоятельства проживания будут похожи на европейские с их высоким комфортом и роскошью. По факту так оно и получилось: некоторые квартиры в доме на Старорусской занимали несколько сотен квадратных метров, а их внутреннее убранство могло посоперничать с княжескими особняками. Квартиры, выходящие окнами на улицу, предназначались для купцов высшей гильдии, между этими квартирами были спроектированы жилища для инженеров - тоже просторные, но более скромные, без изысков. В задней части дома располагались квартиры для купцов среднего достатка.

После государственного переворота 1917 года бывших жильцов выгнали, а их квартиры превратились в коммуналки: гигантские, поражающие количеством проживающих в них людей. Так, одна квартира насчитывала до двадцати комнат, а количество их обитателей могло доходить чуть ли не до сотни.

К слову, когда режиссер В. Бортко решил снимать сериал «Мастер и Маргарита» и увидел это здание, он сразу же остановил свой выбор именно на нём, решив подменить домом Полежаева дом на московской Садовой, 302-бис из романа, где проживал Воланд со своей свитой.

Где? ст. м. Площадь Восстания, Старорусская ул. 5.

Известно, что булгаковский Воланд, повелитель сил Тьмы, он же Дьявол, он же Сатана, во время своего непродолжительного визита в советскую Россию проживал в Москве по адресу: ул. Садовая, дом 302-бис, квартира 50. Тем не менее, и в Петербурге есть дом, который также связывают с расположением в нем пресловутой «нехорошей квартиры». А обязаны мы этим режиссеру Владимиру Бортко, снявшему в 2005 году телесериал по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С тех пор нет-нет и назовут этот ничем не запятнавший себя петербургский дом, расположившийся на углу Старорусской и Новгородской улиц, «Бесовым домом». Тогда как раньше его именовали куда как более романтично: «Домом с башенками».

Скромное обаяние буржуазии

Зловещего в облике этого дома, безусловно, ничего нет. Однако здание сразу же привлекает внимание всех проходящих и проезжающих мимо своей грандиозностью и необычностью. Во-первых, оно огромное и занимает практически весь квартал. Это даже не дом, а целый живописный архитектурный комплекс из нескольких шестиэтажных корпусов, связанных друг с другом сложной системой арок и дворов и, конечно же, объединенных единым стилем. Главным фасадом дом выходит на Старорусскую площадь, сюда же выходит и открытый двор, отделенный от улицы кованой оградой с широкими воротами.

Дом этот был построен в самый канун революции, в 1913-1915 годах, талантливым архитектором Иваном Яковлевым по заказу купца первой гильдии, хлеботорговца М.Н. Полежаева и стал одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов «повышенной комфортности» с собственной инфраструктурой. Можно сказать, перед нами «элитное жилье» того времени. Комплекс был рассчитан на весьма обеспеченных людей – ведь некоторые квартиры занимали по несколько сотен квадратных метров.

Квартиры, выходящие окнами на улицу, со светлыми просторными комнатами, предназначались для купцов высшей гильдии, а во двор были «обращены» только кухни и кладовые. Между этими квартирами находились жилища для публики попроще - тоже просторные и с хорошей планировкой, но поскромнее. В задней части дома, с видом на двор - квартиры для купцов «средней руки».

Красив необыкновенно


Дом Полежаева, ко всему прочему, справедливо считался и одним из самых красивых доходных домов в Петербурге. И, одновременно - одним из самых ярких городских объектов в стиле модерн. Хотя отдельные элементы его оформления явно говорят о влиянии готики и даже традиционного русского стиля.

Разглядывать этот дом можно бесконечно - вы всегда найдете новые и новые детали, которые покажутся вам интересными: то окна необычной формы, то лепнину, то, наконец, мелкие украшения и детали, или башенки, балюстрады, пилястры, полуколонны, шпили, мансарды... А необычная кирпичная облицовка, выполненная в белом и малиновом тонах? Или необычные квадратные башенки-эркеры? А меня, например, интересует загадочный вензель «К.А.» над окнами четвертого этажа, не совпадающий с инициалами ни владельца дома, ни архитектора.Одной из самых запоминающихся деталей дома считаются пары атлантов и кариатид, выполненных в стиле эпохи Возрождения.

Когда купцов не стало


После революции 1917 года с Домом Полежаева произошло то же самое, что и с подавляющим большинством петербургских доходных домов: квартиры были превращены в банальные коммуналки. Правда, в этом доме и коммуналки стали особенными (вспомните про огромную площадь здешних квартир). Местные коммуналки стали насчитывать подчас до двадцати комнат и до сотни жильцов. Количество электрических звонков перед дверями ряда квартир могли поразить воображение. Первые же этажи с регулярной периодичностью отдавали под разные общественные учреждения.
Увы, капитальный ремонт уверенным шагом прошел мимо этого уникального памятника архитектуры. И это сегодня видно невооруженным глазом, особенно в подъездах дома. Впрочем, это не мешает по-прежнему восхищаться красотой здания в целом.

Вернемся к кинематографической странице «биографии»


История умалчивает о том, при каких обстоятельствах взор режиссера В. Бортко пал на этот дом. Известно только то, что увидев это великолепное строение, он решил снимать свой фильм именно в Северной столице. И Доходный дом Полежаева прекрасно справился со своей «ролью», успешно подменив московский дом на Садовой, описанный в романе. К слову, на время съемок на здании поменяли вывеску, а во дворе на трансформаторную будку прикрепили щит с надписью «Москва. 1932 год».

Кстати, если вы помните, в 27-й главе романа кот Бегемот устраивает в злосчастной квартире № 50 пожар, заканчивая тем самым историю «нехорошей квартиры» и самого дома. Мы же от всей души надеемся, что история этого петербургского дома будет продолжаться, и знаменитый Дом Полежаева непременно узнает лучшие времена.

Адрес: Старорусская ул., 5 / Новгородская ул., 3.

Как добраться: станция метро «Площадь Александра Невского»; пешком около 15 мин.

Поиски места съемок для фильмов о Москве не раз приводили режиссера Владимира Бортко в Петербург. Так было с картиной «Собачье сердце», так было и с «Мастером и Маргаритой». Домом, где та самая нехорошая квартира, стал особняк Полежаева на углу Старорусской и Новгородской. Кто еще, кроме кинематографического Воланда и компании, жил в этом доме? Какие тайны времен серебряного века хранит здание в стиле модерн? Знает Виктория Зуева.

Сергей Виватенко, историк: «Это так называемый дом Полежаева, это фамилия русских купцов, старообрядцев, которые занимались - были монополистами - продажей зерна с Поволжья, разбогатев на этом, они стали строить недвижимость в Санкт-Петербурге, это не самый лучший район города, но в будущем он был очень перспективным».

Дом построили в 1915 году, по проекту архитектора Ивана Яковлева для богатых жильцов: лифт, черная и белая лестницы, электроэнергия, водопровод, квартиры до нескольких сот квадратных метров - 20 комнат! Внутреннее убранство могло посоперничать с княжескими особняками. Дом на Старорусской стал одним из первых полностью обеспеченных инфраструктурой - по качеству и удобству соответствует современным жилым комплексам.

Сергей Виватенко, историк: «Знаменитые люди, которые здесь жили - это, наверное, Черубина Де Габриак. Это известный такой скандал среди поэтов Серебряного века, а эту женщину писал поэт Максимильян Волошин, в эти стихи влюбился Николай Гумилев, он стал настаивать о свидании любовном, закончилось тем, что вместо женщины, которую Гумилев нафантазировал, перед ним стоял Карабас-Барабас. Алексей Толстой с него писал Карабаса-Барабаса. Закончилось это знаменитой дуэлью Волошина и Гумилева, но, впрочем, она была не кровавая».

Дом привлекал постояльцев своей мрачной красотой - башенки со шпилями, кирпичная облицовка, которая со временем потемнела и придала дому еще больше сурового обаяния. Искусная лепнина, полуколонны и фигуры атлантов, облаченные в одежды эпохи Ренессанса. После революции дом отдали под коммунальные квартиры. Только в одной могли проживать до сотни человек!

Виктория Зуева, корреспондент: «Этот дом известен еще тем, что именно здесь снимали несколько сцен для фильма "Мастер и Маргарита" в 2004 году. Квартира на улице Садовой 302-бис - фактически пусть и в Москве - но на экране мы видим этот дом».

При одном взгляде на дом становится немного не по себе. Неудивительно, что Воланд со своей свитой поселился именно здесь.

Владимир Бортко - не единственный, кто решил показать дом на экране. Его также можно увидеть в сериале «Бандитский Петербург». Сейчас доходный дом Полежаева - декорация фильма о Викторе Цое режиссера Кирилла Серебренникова. Планируется, что лента выйдет на экраны осенью 2018 года.

Архитектор: Иван Иванович Яковлев

Адрес: Старорусская ул., 5; Новгородская ул., 3

Постройка: 1913–1915 годы

Высота: семь этажей (включая мансарды)

Количество отдельных квартир: 72*

Количество коммунальных квартир: 86*

Доходный дом Полежаева - хрестоматийный образец архитектуры модерна. Благодаря сказочному облику, здание - с его башенками и декором - полюбили кинематографисты: именно здесь, а не в Москве, режиссер Владимир Бортко нашел «нехорошую квартиру» для сериала «Мастер и Маргарита». А несколько дней назад рядом с Полежаевским домом снимали сцены из о Викторе Цое.

Дому Полежаева более ста лет и в нем никогда не было капремонта - в настоящий момент здание, прекрасное снаружи, изнутри имеет печальный вид. Более половины квартир в доме - коммунальные, поэтому нумерация (как и, например, в - довольно путаная. Как и в , в парадной очень маленький лифт. Контингент жильцов специфический - как и в конструктивистском .

Бывший жилец дома Полежаева на сайте Citywalls подробно описывает быт в ретроспективе: «Прекрасно продуманы до мелочей очень полезные в быту вещи, как то: в большинстве квартир два входа - парадный и черный со двора. <...> На черных лестницах были балконы. <...> К кухням в 14 квадратных метров примыкает холодная кладовка с небольшим окном <...>. Большие ванные с горячей и холодной водой и дополнительным унитазом <...>. К кухне примыкала ниша для проживания служанки (или кухарки). Три комнаты из четырех соединены двустворчатыми анфиладными дверями (для передвижения господ - служанка ходила по коридору). Везде в комнатах и коридоре - отличный паркет елочкой. На кухне на полу - плитка с характерным двухцветным рисунком. В дверях верхние фрамуги стеклянные для естественного освещения коридора и ванной. Стенной шкаф в коридоре. <...> Соседка утверждала, что был подведен газ!!! И это, заметьте, все уже было в квартирах экономкласса 100 лет назад!»

В жилом комплексе есть несколько дворов (включая курдонер): если пройти в один из них, можно увидеть нетривиальное для «колодца» благоустройство: расписанную дверь парадной, цитату из неоиндуистского гуру Сатьи Саи Баба и множество горшков с цветами, надежно защищенных от вторжения решетками. По словам соседей, все это сделал пожилой жилец первого этажа.

В другой парадной в начале августа художница Ксения Никольская и ее друзья арт-пространство «Полежаев» - в двухкомнатной мастерской в мансарде. До 1 октября там проходит выставка Светы Ивановой, посвященная петербургским и парижским маскаронам (скульптурным украшениям зданий в форме головы человека или животного анфас). О том, как попасть на выставку, можно узнать на странице арт-пространства на фейсбуке.

Мы поговорили с Ксенией и Светой о людях, которые населяют Полежаевский дом. Соседка художниц, пенсионерка Вера Архиповна, рассказала о жизни в семикомнатной коммуналке. А историк и краевед Александр Чепель описал архитектурные особенности «Каркассона-на-Песках».

Александр Чепель

кандидат исторических наук, краевед, член Совета СПбГО ВООПИиК

«В 1913–1915 годах в петербургских Песках вырос громадный дом, размерами и числом жителей, возможно, лишь немного уступающий какому-нибудь средневековому городу, плотно стянутому крепостными стенами. Да и облик под стать: башенки с высокими кровлями, узкие окна-стрельницы - ну прямо величественный Каркассон чудесным образом переместился в северные широты из французского Средиземноморья, с берега реки Од.

Петербургский „Каркассон-на-Песках“ был построен по заказу крупного столичного коммерсанта и общественного деятеля Михаила Николаевича Полежаева, состоявшего гласным (депутатом) Городской думы. Строивший дом художник-архитектор И. И. Яковлев работал в канцелярии обер-прокурора Синода, возводил по большей части училищные дома, занимался церковным строительством. Дом Полежаева выделяется в творчестве этого мастера ярким романтическим обликом, при этом пространственная композиция здания характерна для петербургской архитектуры начала XX века. С целью улучшения гигиеничности квартир, насыщения их светом и воздухом в этот период практиковались обширные открытые дворы - и эта планировочная идея воплощена в доме Полежаева. Здесь устроен двор-курдонер, служащий своего рода продолжением уличного пространства, способствующий проветриванию и инсоляции жилища.

Архитектор рационально разместил лестничные клетки в отдельных объемах между корпусами. Тем самым одна лестница не только обслуживает два корпуса, но освещается естественным светом из окон, прорезанных в обеих наружных стенах лестничного объема. Романтический облик дому придан также достаточно рационально. Присмотревшись, увидим, что башнями как отдельными объемами дом не оснащен. „Башенные“ образы создаются очень просто: или с помощью срезанного угла, увенчанного многогранным бельведером с высоким сильным шпилем, или же за счет обработки угловой части композициями из узких окон - опять же с высоким силуэтным покрытием над этой частью здания. Ничего лишнего, но в то же время - яркая экстравагантная композиция. Средневековые мотивы оттеняются арочными лоджиями в ренессансном духе и богатой цветовой палитрой разнообразных отделочных материалов. Создается иллюзия, будто в крепостной стене, утратившей свое оборонное значение, горожане оборудовали себе уютное жилье - как и бывало в европейских городах на закате рыцарских времен. Среди всего этого архитектурного многообразия очень уютно чувствуют себя парные скульптуры в свободно ниспадающих одеждах. Простые по форме, их одеяния, вероятно, из эпохи Возрождения.

К какому художественному стилю можно отнести этот дом? Несомненно влияние идей модерна. Поступь „современного стиля“ мы обнаружим в рациональности планировки, в оборудовании дома тогдашними техническими ноу-хау (что, впрочем, в 1910-е годы уже не было чем-то необычным для столичного домостроения - и значительно меньшие по габаритам городские дома снабжались тогда водопроводом и ватерклозетами, лифтами и паровым отоплением), в разнообразии отделочных материалов. А как же „средневековые“ башни, другие древние мотивы? Здесь нет противоречия. Мастера эпохи модерна стремились к новому, но в то же время с энтузиазмом и выдумкой применяли в своей практике самые разнообразные исторические мотивы. Они не копировали, а творчески перерабатывали элементы „исторических“ стилей, создавая каждый раз неповторимый архитектурно-художественный образ - античного или египетского храма, средневекового замка или крестьянской избы. К мастерам того времени можно применить известные слова Максима Горького, призывавшего учиться у всех, но не подражать никому. Каждый мастер старался проявить себя, создать узнаваемый яркий дом. Это приносило не только эстетическое удовлетворение - ведь и квартиры в заметном доме, о котором говорят, можно было сдавать дороже.

Двухкомнатная квартира

Площадь

22 м ²

Кухня

7 м ²

Есть туалет*

Света Иванова

Ксения Никольская

художница, организатор арт-пространства «Полежаев»

Ксения: «В этом доме я то ли с 1999-го, то ли с 2000 года. Искала мастерскую, и вдруг одна моя бывшая одноклассница, работавшая в КУГИ, рассказала, что в здании есть пустующее нежилое помещение. Я изучала историю искусств в Академии художеств, и дом Полежаева был в учебнике Владимира Лисовского по архитектуре Петербурга: здание описано в главе о модерне. Подхожу к адресу, который мне дала одноклассница, и понимаю, что это дом из учебника. Думаю: „Это судьба“. Можно сказать, принесла этот адрес на блюдечке в Союз художников. С тех пор у меня здесь мастерская.

Квартира стояла заброшенной то ли с 70-х, то ли с 80-х. Две комнаты отделили от нормальной - большой - квартиры в другом подъезде: подозреваю, что эта часть предназначалась для прислуги. Проход сюда - с черной лестницы (парадная лестница - со стороны двора-курдонера). Интересно, что на кухне были остатки оригинальной - шикарной! - плитки Villeroy & Boch (она есть и на лестничной площадке). К сожалению, плитка была в основном выбита, и мне пришлось все залить цементом.

Я здесь работала, потом уезжала на три года в Каир и мастерской не пользовалась. Вернулась, сделала ремонт. А в какой-то момент решила, что в этом помещении нет особого смысла, но расставаться с пространством в центре города глупо. И мы со Светой и еще одним приятелем Василием Распоповым (он работает в кино) подумали: почему бы не сделать здесь галерею? Показывать друг друга, знакомых, друзей. В шестимиллионном Петербурге выставочных пространств - раз-два и обчелся. И у всех какие-то условия. Художники немного запуганы и не понимают, что могут где-то выставиться просто так. На открытии арт-пространства „Полежаев“ 3 апреля приходили люди и первым делом спрашивали: „А сколько вы берете денег?“ Я говорила: „Мы ничего не берем. Хотите показать проект - пожалуйста“.

Идея такая: у нас тут крошечное пространство - будто богемная парижская мансарда. А там - город. И открыв окно, мы с этим городом коммуницируем. Хотим выставлять петербургских художников: тех, у кого есть проекты о городе. Чтобы в этот прекраснейший, но убитый дом приходили приличные люди, - что называется джентрификация. Может быть, потом здесь будут выкупать квартиры, приводить их в порядок. Хочется, чтобы у этого дома было будущее.

Говорят, что в этом доме - самые большие в городе коммуналке. За все годы, что я здесь нахожусь, не смогла запомнить ни одного соседа: тут невероятная текучка. Видимо, коренные жители Петербурга по дешевке сдают комнаты приезжим. Жильцы в основном малосимпатичные, склонные к алкоголизму. По возрасту очень разные. Похоже, здесь у граждан последний кабак у заставы: дальше только в Неву кидаться. Рядом возводят дорогую новостройку - не знаю, как ее жильцы будут соседствовать с домом Полежаева.

Впрочем, в главном подъезде вроде бы есть хорошие квартиры с обеспеченными людьми. А еще в 80-х, говорят, здесь жила прислуга купца Полежаева».

Света: «Здесь неподалеку, на Кирилловской улице, - дом, в котором долгое время жила моя мама. После войны она училась в школе в этом районе - половина ее класса была из дома Полежаева. Видимо, в доме оставалось много свободных комнат, в которые въехали новые люди. Я пожаловалась маме, что люди тут как-то неактивны, а она сказала: „Ну а что ты хочешь, здесь ведь все откуда-то приехали“. Может быть, из-за отсутствия старожилов здесь не очень благополучно».

Ксения: «Недавно нам вообще пришлось воевать с бомжом. Мы начали развешивать картины и вдруг поняли, что на площадке выше - там, где вход на чердак - живет человек. Банки мочи, кровать, какие-то вещи... Он пытался ворваться в квартиры на нашей площадке: просил денег, выпивку. Соседи, видимо, его игнорировали. Мы же просили-просили уйти - бесполезно: не ушел, опи́сал нашу дверь. Вызывали полицию. Через час он вернулся обратно с набитым лицом. Просто песня.

Впрочем, в 1999 году бомжи здесь лежали на всех этажах. Но они были интеллигентные: извинялись, отодвигались. Не то что этот».

Света: «При всей жалости к бездомным людям - это просто невозможно. У входа на чердак все было в экскрементах. С другой стороны, мы создали оазис прекрасного. А когда где-то усиливается прекрасное, параллельно появляется и что–то ужасное, отвратительное. Надеюсь, поскольку маскароны - это духи, хранители, они будут нас оберегать».

Ксения: «Одна из посетительниц арт-пространства „Полежаев“ сказала, что здесь якобы когда-то был публичный дом: „Обратите внимание на скульптуры - они с подтекстом!“ (имеются в виду пары атлантов и кариатид. - Прим. ред.) . Но я не нашла никаких тому подтверждений.

В доме много разных заведений: везде какие-то магазинчики, которые меняются каждый сезон, парикмахерская, алкогольный, в котором ничего нельзя покупать, потому что продают разбавленное. Есть хостел - он, впрочем, не мешает.

На крышу дома постоянно кто-то вылезает. Приходят и спрашивают: „Есть ли вход на чердак?“ Наши чердаки закрыты, мы не разрешаем. Крыша крутая, я бы никому не рекомендовала на нее выходить. Но вид очень красивый: можно разглядеть три моста, в том числе Вантовый.

Вечерами здесь потрясающе: облака, Нева. Что приятно в этой мастерской: если закрыть внутреннюю дверь - соседей не слышно, и появляется ощущение пребывания в капсуле. Иностранцы очень любят тут находиться, несмотря на грязь в подъезде.«Я здесь живу лет 16. Когда переехала, тут не было ни холодной, ни горячей воды. Ни душа, ни ванной. Ходила в Мытнинские бани, к родственникам ездила мыться - по-разному. У нас тут жил пожилой человек. Когда был живой, мы не могли ничего делать. Когда умер, все собрались и поставили вместо одного из туалетов душ. Воды я добивалась года три. Сначала дали горячую, потом холодную. Говорят, мы счастливчики: во многих домах до сих пор нет воды. Государство нам практически никакой помощи не оказывало, но после того, как мы сами все сделали, этот душ добавили в документы. Государство приписало нашу работу себе.

У меня комната - 28 метров, я плачу за нее около 5 тысяч рублей. Люди за квартиры столько не платят, сколько мы за комнаты. А я пенсионерка. Вот такая у нас тяжелая ситуация. К 300-летию Петербурга Матвиенко по телевизору выступала, говорила, что Полежаевский дом расселят. Мы такой надеждой жили. Но, как видите, до сих пор расселяемся.

Зимой в мансарде нормально, а летом - невыносимо жарко, мы постоянно с вентилятором. У нас же мансарда деревянная, обитая металлом: температура за 20, металл накаляется, а ночью весь жар отдает в квартиру. Днем опять нагревается. Невозможно дышать.

Кто-то под нами - не знаю, на каком этаже - постоянно отключает воду (говорят, внизу в одной из квартир вообще сделали бассейн). Я постоянно оставляю заявки. Мы в туалет, бывает, ходим с ведром.

В квартире есть график дежурств - неделя на человека. Люди воспринимают уборку как обязанность, в грязи жить мы не хотим. По косметике у нас не совсем нормально, но все убирается, чистится.

У нас тут магазины, возле них постоянно тусуются. Частенько выхожу со стороны решетки - там столько молодежи, и вот они с этим пивом. Мне кажется, когда я заехала, там те же люди были. Видимо, дети вырастают и становятся частью этой толпы. Вечерами стоят, что-то обсуждают. Я пожилой человек, но у меня нет времени выйти и с кем-то побеседовать. А как молодежь? Не знаю. Я всю жизнь работаю и не понимаю, как можно стоять и пить это пиво.

Фильмы здесь постоянно снимают - „Мастер и Маргарита“, „Бандитский Петербург“. Иной раз заходишь со двора: „Ой, подождите немного“. Даже не хочется интересоваться, что снимают. Люди в кино любуются. А на самом деле настолько все противно...

Полежаевский дом только снаружи красив. Но внутри... Одна коммуналка вообще на двадцать с лишним комнат. У нас хоть семикомнатная, а там - не знаю, как люди живут. Я уже от коммуналки устала, хочу переехать в отдельную квартиру.

Я слышала, что раньше этот дом был доходным. Так вот и сделали бы его гостиницей, а людям предоставили площади. Хрущевки в Москве расселяют! А здесь столько напихано людей... Гостиница себя оправдает. Но не хотят этим заниматься».

На интересном перекрестке Старорусской, Исполкомской, Новгородской и 8-Советской улиц находится небезынтересный дом, на который невозможно не обратить внимание. Я вот обратил.

Дом, о котором идет речь, находится по адресу: Старорусская улица, 4. Он находится в историческом районе, который назывался Пески (сейчас, правда, это название употребляется все реже и реже). В начале XX века этот райончик облюбовали купцы, большую часть из которых составляли староверы. Появилась, как принято говорить, промышленная зона, образованная прядильно-ниточным комбинатом, хлебозаводом, ликероводочным заводом и старейшей в России электростанцией, которая сейчас стала Центральной ТЭЦ. В то же время здесь появилось много доходных домов. Один из них – доходный дом Полежаева, построенный в 1913-15 годах по проекту архитектора И.И. Яковлева. Господин Полежаев был купцом первой гильдии и торговал хлебом. Судя по всему, торговал успешно.

Этот дом один из первых в Петербурге жилых комплексов (похожие есть на Каменоостровском проспекте – Дом Бенуа, на улице Некрасова – дом Бассейного товарищества и еще несколько). Дом предназначался для обеспеченных купцов, хотя, конечно, квартиры, выходящие на улицу, были значительно больше и стоили гораздо дороже.

Вообще это здание было интересно не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения инженерии. Так, например, в доме не было печного отопления, а была своя котельная, которая находилась рядом, но после Великой Отечественной войны ее разобрали, и дом подключили к центральной сети. В Советское время часть дома занимала поликлиника. Потом врачи оттуда съехали. Сейчас часть здания занимает институт права.

Если смотреть с высоты птичьего полета, то дом Полежаева напоминает (тут стоит сделать паузу) пенсне. Длинный корпус вдоль Исполкомской улицы, перпендикулярный ей корпус и прилегающие к нему постройки, образовывающие два двора-колодца. Еще одна ассоциация – глаза аллигатора.

В доме до сих пор достаточно много коммунальных квартир. Некоторые из них достигают 400 квадратных метров, там проживают по десять-двенадцать семей, и, конечно, расселить их проблематично. Многие подъезды выглядят не лучшим образом. Но в большинстве уже сделан ремонт. Напротив находится здание Рождественской школы и здание детской городской библиотеки, за библиотекой – трубы ТЭЦ.

Фасады здания выглядят достаточно необычно: лепнина, скульптурные группы повторяются по всему пространству, составляя необычный многослойный узор.

Вот так выглядит подъезд со стороны Исполкомской.

Прямо у дома расположено троллейбусное кольцо. Здесь начинается (или заканчивается?) 10-й маршрут.

Ограда перед внутренним двором.

Внутренний двор, выходящий на перекресток, тоже является частью фасада и несет на себе часть его элементов, правда в упрощенном варианте.

Внутренняя арка, ведущая в восточную часть двора.

Здесь все гораздо прозаичнее. Нет лепнины, нет украшений, только бледно-желтая краска.

И кусочек неба.

Стена. Кот. Мопед.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...