Мыс каменный ямал. Мыс Каменный: поселок без камней, или почему у него такое название. Наши люди из милиции

На географической карте России много мест со странными названиями, не отвечающими реальности. Чаще всего их происхождение связано с чьей-то ошибкой. И одно из таких мест — Мыс Каменный на полуострове Ямал. Ведь когда ступаешь на его территорию, ожидаешь увидеть груды камней или горную гряду. Но там полное отсутствие камней. Зимой - снег и лед, летом - тундра и песок. Так откуда же такое странное название?

Где он?

Найти поселок не составит большого труда, если ввести в навигатор его координаты: N 68°28"19.7724" E 73°35"25.2492". Хотя статус сельского поселения он получил только в 2004 году. Но если возможности воспользоваться навигатором у вас нет, то найдите на карте столицу округа — Салехард, и от него проведите прямую линию на северо-восток. Через 380 км вы и увидите поселение.

Бесконечная тундра вокруг маленькой точки, родинки на теле полуострова Ямал на левом берегу Обской губы в Ямало-Ненецком автономном округе. Так выглядит Мыс Каменный на карте. Но значение поселка для страны велико.

Откуда такое странное название? Ошибка, совершенная штурманом И. Н. Ивановым еще в 1828 году, стала роковой. А все из-за того, что на языке коренного населения ненцев название поселка звучит "Пэй-саля" (означает Кривой мыс), схоже по звучанию с "Пэ-саля" (переводится как Каменный мыс). Но ненцы не обижаются на ошибку и даже насыпали в честь Иванова двухметровый курган на берегу пролива Малыгина. Он так и называется "Турман-Юмба" — Курган Штурмана.

Немного истории

Поселок разделен на три части, которые ярко отражают историю развития самого поселка: Аэропорт, Геологи, Заполярная геофизическая экспедиция (ЗГЭ). Причем каждый из микрорайонов стоит обособленно, и расстояние между ними составляет от 1 до 5 км. Но если взглянуть на карту СССР 40-60-х годов прошлого столетия, то вы не найдете этот поселок. А все из-за секретности. Ведь в 1947 году XX века здесь начали строительство секретного порта Северного ВМФ. Позже выяснилось, что глубина акватории возле Обской губы слишком мала, так что порт здесь разместить не получится, но аэропорт уже построен, и на нем размещают закрытую военную базу, охраняющую границы СССР.

В 50-е годы аэропорт начинает принимать и гражданские суда. Началось активное освоение территории полуострова Ямал и его геологические исследования. Были открыты нефтяные и газовые месторождения, которые в семидесятые годы начали активно осваиваться. Установлены скважины, из которых в 1981 году был получен первый газ.

Третья часть поселка Мыс Каменный (ЗГЭ) была построена в 80-е годы. В дальнейшем их ждали тысячи метров пробуренных скважин, строительство сотен буровых установок, открытия новых месторождений нефти и газа.

Но грянул 1992-й. СССР распался, многие отрасли, в том числе и нефтегазодобыча, пришли в упадок. Люди, работавшие в Каменном Мысе, по фото которого можно увидеть, насколько неприветлив полуостров, в поисках лучшего. Численность населения падает с 6 тыс. до 2.

Напорный нефтепровод

Но время идет, начинается новый век, и новый виток освоения недр земли. 2013 год, февраль, начато строительство напорного нефтепровода от Новопортовского месторождения до приемо-сдаточного пункта у поселка Мыс Каменный. Первая нитка завершена к 2014 году, начато строительство второй.

Протяженность нефтепровода составила 102 км, а диаметр трубы был 219 мм. Суровые климатические условия и сложности в строительстве не смогли остановить желание обогатиться за счет нефтяных месторождений.

Сегодня

Если в 2014 году население в поселке составляло всего 1 635 человек, то с развитием нефтегазодобычи население начало увеличиваться, в том числе и за счет переселенцев с Донецкой и Луганской области Украины. Социальная сфера здесь весьма развита. Сложно поверить, что вы находитесь на Севере, настолько все цивилизованно — почта, больница, поликлиники.

Одновременно со второй нитью трубопроводов в 2014 году начали в поселке Мыс Каменный строить и субарктический терминал, который позволит осуществлять загрузку жидкого топлива в танкеры, которые могут ходить как по морю, так и по рекам. Планируемый объем загрузок до 6,5 млн т в год.

В 2017 году начато строительство электростанции с газовой турбиной, которую планируют ввести в эксплуатацию в конце этого года. Она будет снабжать электричеством в том числе и жилой микрорайон "Геолог". Одновременно возводятся сооружения для забора и очистки воды, которую будут подавать в том числе и в жилые районы.

Строятся и социальные объекты — детские сады, школы, жилые дома. Квартиры в новых зданиях предназначены как для переселения жителей из ветхого жилья, так и для вновь прибывших.

Не каждый человек живет в своем родном городе. Многие уезжают, кто-то далеко, кто-то в соседний город. Но греет мысль, что всегда есть возможность вернуться, даже если приезжают каждую неделю к выходным, или не возвращаются никогда. У меня такой возможности больше нет.
Мою родину "ликвидируют"... Маленький поселок на западном берегу Обской губы, куда родители приехали сразу после свадьбы.

Это конец 80ых. Мыс Каменный процветал и расширялся, новые дома, только отладили школу и два детских сада, построили аэропорт. Посёлок был расположен вдоль Каменной косы и назывался по-чукчански "Пэсаля" - песчаный мыс, далеко не каменный и это правда, здесь нет ни одного камня, вообще нет камней.

На карте России он всего лишь маленькая точка, только никто не знает, что после нее, после этой крупинки больше ничего нет. Я хочу сказать, НИ-ЧЕ-ГО. Только Сеяха (роддом и порт), мыс Харасавэй с его 2 трлн кубометров газа, а дальше Океан и Северный полюс. Всё.

Поселок делился на три части: аэропорт, геологи и ЗГЭ. Мы жили в самой отдаленной - ЗГЭ, Заполярная геофизическая экспедиция. Столько полярников, геологов и геофизиков я не встречала больше нигде. В одном доме 16 семей, где оба родителя работали на экспедицию, разведку и разработку месторождений Ямала. Дети в школу, родители на работу, все как и везде, но не везде. В школу мы ездили на Морковке. Однажды в такой Морковке, переправляясь в партию, замерзла группа геологов, 8 человек.

Что такое ветер, снег? Может понять только человек, проживший в тундре 16 лет. Ветер - это не просто порывы, которые иногда сваливаются, немножко затрудняя движение. Ветер - это когда тебя, если он попутный, как на катке по теплотрассе несет вперед и неважно, что тебе сейчас надо налево свернуть, хочешь притормозить, успей схватиться за столб. А если ветер встречный, значит тебе надо в другую сторону. Потому что ветер на севере не может быть встречным, он только попутный.
Снег - это не медленный, волшебный вальс больших рыхлых хлопьев. Снег - это стена, когда не видно ничего на расстоянии вытянутой руки, и только хорошо зная дорогу, можно сориентироваться и не пропустить свое крыльцо. А крыльцо в доме - это самая родная и важная деталь, увидев его можно даже рискнуть против встречного ветра пройти, силы появляются, а лампочка на крыльце мигает и зовет тебя домой.

Не налаженные пути сообщения, жизнь в страхе за родных и казалось, что сам, как кочевник, хотя 10 лет на одном месте, но обитая там, на Севере, чувствуешь, как кочуешь, вращаешься вместе с Земным шаром. А Москву мы называли Землей. Летом летали на Землю, продукты ждали с Земли, смотрели погоду: "на Земле уже потеплело"... Будто в космосе жили, или на другой планете.

И морошку ели большими ложками... Я не помню вкуса малины, мне не очень нравится приторная клубника, но морошка - не ела ее лет 5, а помню, помню как в детстве этот вкус остался на губах, во рту и ягоды такие радостные, счастливые, засахаренные. Но лучше всего морошка только-только собранная в ведре, ты сидишь на рюкзаке в огромных кирзовых, ждешь, когда Морковка за вами приедет. Тебе 6 лет, ты втихаря из ведра тыришь по одной, мама смотрит, улыбается, мол, бери, кушай, для тебя же собирали, и ты уже не стесняясь, полную жменьку в рот, размазывая оранжевый сок по щекам.

А белое вокруг на фотографии, это не снег и не иней, это ЯГЕЛЬ. Корм оленей. Пробовали мы его в детстве, сухой, ломкий, но внутри сочный и даже вроде вкусный. И на оленях катались в упряжке, когда родители разрешали. Возле конторы маминой стояли нарты, ненец Илко, ждал, продукты, которые ему геологи выписывали в столовой. А мы крутились вокруг него, маленькие, любопытные - я, Лешка и Аленка. Илко посадил нас позади себя и катал вокруг конторы, пока не вышел отец с продуктами. В детстве нас часто ненцами пугали, говорили, если будешь плохо слушаться, приедут и заберут. Боялись. И слушались.

Вот эти деревянные развязки - это теплотрассы. Огромные трубы проложенные не под землей, а сверху, чтобы было теплее, закрытые стекловатой и деревянными коробами. Трубы горячие, но теплотрассы замерзали и превращались в ледовую полосу, ходить можно, но если ветер... Они вели от дома к дому и это для нас были как мостовые. Иногда, а именно между ЗГЭ и поселком геологов трубы клали высотой в три метра над землей, зимой обычно снег два метра скрывал, но летом было жутковато ходить по ним.
Во втором классе я опоздала на Морковку и пошла по теплотрассе домой. Была пурга (не ветер, который описан выше, и не снег, а пурга - это особое слово для Севера). У мамы чуть инфаркт не случился. Я дошла домой, но слегла с бронхитом.

Это Обь. Точнее Обская губа. Весной. Выглядит очень тепло и красиво, будто на море. На самом деле, вода здесь не поднимается выше 15 градусов. Это волшебная и холодная Обь, в переводе с ненецкого, "бабушка-река". Отец часто ловил рыбу в бабушке-реке. С детства обожаю строганину из муксуна или малосол из нельмы.

Теплотрассы вблизи, а вообще - это июнь. Можете мне не верить.

Хрупкое равновесие поселка дало трещину, сбой. Мы уехали одними из самых первых - в 97 году. Потом стали постепенно закрывать то общежитие, то контору, столовую, детский садик, магазины. Теперь в поселке ЗГЭ "живых" осталось 4 квартиры, люди, которым больше некуда деться, нет родных, одинокие или вынужденные. Или просто не повезло.

Вот так этим летом выгладит родина, которой больше нет.

Логистика в Мыс Каменный — одно из направлений морских грузоперевозок, которые осуществляет наша компания. Это населенный пункт в Ямало-Ненецком АО. Расположено село Мыс Каменный на берегу полуострова Ямал, на левом берегу Обской губы, крупнейшего залива в Карском море, водораздела между Гыданским полуостровом и Ямалом. Условно оно делится на три части, названия которых исторически обусловлены, Аэропорт (Авиаторы), Заполярная экспедиция и Геологи.

Когда-то населенный пункт был создан как база для геофизической экспедиции Заполярья. Со временем здесь появились два других предприятия. Ранее инфраструктура и культура здесь были развиты лучше. Со временем некоторые жители расселились по другим городам, уехав с Крайнего Севера, но и сегодня в поселке проживает более 1500 тысяч человек. А это значит, что кроме снабжения нефтеналивного терминала на Новопортовском месторождении, местным жителям могут потребоваться грузоперевозки из Мыса Каменный в другие арктические или российские порты. Также мы беремся за доставку любых грузов не только в период летней навигации, но и зимой, с сопровождением ледоколов.

В основном, население занято в сфере медицины, образования и культуры: в поселке работают школы, в том числе музыкальная, дома культуры, спортзалы, больницы и детский сад. Местное коммунальное предприятие использует топливо, добытое непосредственно из источников в селе. Актуальна транспортировка в мыс Каменный различных стройматериалов: морским путем проще доставить габаритные грузы и оборудование.

Районная администрация постепенно приводит в порядок поселок, который оказался захламлен еще с советских времен — недавно были убраны большие свалки.

Отправка из мыса Каменный металлолома, списанного оборудования и техники морским путем — это выгоднее, чем доставка по автодороге. Неподалеку от поселка расположен населенный пункт Новый Порт, в окрестностях которого расположено Новопортовское нефтяное месторождение. В связи с этим по Северному морскому пути регулярно курсируют танкеры с нефтью, добытой в Новом Порту и другие грузовые суда.

Транспорт в мыс Каменный ходит и наземный, и воздушный. Но именно морская доставка является выгодным и экономным средством отправки грузов, поскольку позволяет упаковывать как штучные (генеральные) грузы, так и наливные, как нефть, навалочные — уголь, песок, руду.

Летом благодаря порту-пристани становится возможным теплоходное сообщение поселка с другими городами Ямало-Ненецкого АО. Поблизости от населенного пункта планируется разрабатывать еще одно нефтяное месторождение, что потребует доставки в Мыс Каменный дополнительных материалов и техники. Планируемое развитие арктических районов, в том числе, этого поселка предполагает улучшение условий в самом ближайшем будущем. Возможно, суда смогут приходить через Карское море в порт Мыса Каменного, который ничем не будет уступать другим крупным портопунктам.

Перевозки на Мыс Каменный осуществляются нашей компанией в любое время года. Мы беремся даже за самые сложные задачи и готовы помочь в составлении транспортных схем и наиболее оптимальные решений для каждого конкретного случая.

Сайт Мыс Каменный, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Мыс Каменный

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Мыс Каменный. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Мыс Каменный. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Мыс Каменный представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Мыс Каменный вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Мыс Каменный. Быстрая доставка.

Село (ранее поселок) Ямальского района. Население - 1745 жителей на 2005г, в т.ч. ненцев 517, хантов 9. По переписи 2002г русских 57%.
На апрель 2010-го года проживает более 2 тыс. человек. При переписи 2010г учтено 1653 постоянных жителя, в 2015г - 1311 чел..
Есть пекарни, международная телефонная связь, аэропорт (который принимает даже небольшие самолеты), станция загоризонтного слежения, больница, школа-интернат, гостиницы, магазины, коммунальные службы, милиция, горнолыжный комплекс, пограничная застава "Мыс Каменный" ОАП (Отдельного арктического погранотряда).
Бывший форпост геологов.

Название получило от географического мыса, названного еще в 19 веке. Когда лейтенант Овцын провел первую картографическую операцию Обской губы, то на карте на западном побережье он написал: «место, где кочует каменная самоядъ».
После чего было принято считать, что берег Оби в этом районе исключительно каменистый. Такой же, как на Кольском полуострове. Однако «каменная самоядъ» у Овцына значило не что иное, как ненцы, кочующие в предгорьях Урала. Уже после войны, обследовав берег, ученые пришли к выводу, что здесь исключительно песчаное дно, и главное, кругом мелководье.
travel.presscom.org/3958.html

Во время II мировой войны - место проведения блестящей контрразведывательной операции.
Провал операции «Вундерланд» в 1943 году заставил фашистов сменить тактику и начать массированные атаки под водой. Началась операция под кодовым названием «Прыжок кошки» - блокада подводными лодками западного участка Севморпути.
Раскрыв планы врага, советские разведчики провели контроперацию. Была спланирована и проведена чётко организованная акция дезинформации противника, в результате которой была сорвана попытка гитлеровцев создать немецкую базу в районе Обской губы, которая обеспечила бы выход противника на жизненно важную трассу арктических конвоев.
Было принято решение имитировать военно-морскую базу в районе Мыса-Каменного. Немецкая авиация интенсивно совершала облеты Северного морского пути и наши военные посчитали, что муляж будет обязательно замечен противником и заставит насторожиться.

В район посёлков Новый Порт и Мыс Каменный в срочном порядке стали завозить строительную технику, и, конечно, дешёвую рабочую силу - заключённых с лагерей Воркуты и Салехарда. В рекордно короткие сроки были возведены уникальные по своей конструкции деревянные пирсы для якобы базирования советских подводных лодок.
Операцию «Прыжок кошки» свернули так и не начав. Надводные немецкие суда в Карское море никогда больше заходили. Когда угроза миновала, строительство свернули. Пирс на мысе Каменном скоро смыло штормами, а уникальный пирс в Новом Порту (он на десятки метров, словно подвесной мост, проходил над водой), построенный по проекту военнопленного Густава Бекмана, вошёл в комплекс Новопортовского рыбозавода и до сих пор используется.

К идее строительства военно-морской базы вновь вернулись уже в 1947. В 1947-1949 г.г. разворачивается масштабное секретное строительство целого комплекса портовых сооружений для дислокации флота (501 стройка ГУЛАГ). Работы велись заключёнными Обского исправительно-трудового лагеря, в основном немецкими военнопленными. Предполагалось построить железную дорогу от Салехарда до Нового Порта и Мыса Каменного. Сама база флота должна была находиться в Мысе Каменном, а в Новом Порту строили различные вспомогательные объекты.
Строительство было почти закончено, но в 1949 г. срочно свёрнуто.
75.yanao.ru/pobeda/voyna_arktika.html

Новый порт предполагалось использовать как опорный пункт Севморпути, а также для размещения основных сил Северного военно-морского флота.

Активным сторонником строительства новой базы для Северного ВМФ был известный полярник И.Д.Папанин и его соратник П.П. Ширшов, ставший к тому времени консультантом В.М.Молотова по вопросам освоения Севера.
4 февраля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление № 228-104-сс "О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта. Изыскательские работы по железной дороге предписано было начать не-медленно и проводить за счет МВД а порта - за счет Главсевморпути (ГСМП). Окончить их было намечено к 1 августа 1947 года. Уже 17 февраля 1947 г. была организована Северная проектно-изыскательская экспедиция, а первая группа изыскателей вылетела специальным авиарейсом в район Мыса Каменного уже через трое суток после принятия решения о производстве проектно-изыскательских работ. В таком же срочном порядке формировались и отправлялись туда отряды изыскателей и проектировщиков. В марте, создав опорные базы в Воркутe, Салехарде и Новом Порту, приступили к полевым работам, которые предстояло провести в наименее исследованных районах Советского Союза. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331 - сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печерской магистрали к порту. Для производства работ 28 апреля 1947 г. приказом министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова было создано Северное управление, Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство №501, которому подчинялось также Управление ИГЛ и строительство №502, ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее строительством порта. В партийном отношении стройку курировал Коми обком ВКП/б/.
Центром строительства, стал поселок Абезь, расположенный в Коми АССР у впадения р. Усы в Печору, южнее ст. Чум. Ранее там рас-полагалось управление Печорского лагеря, строившего дорогу на Воркуту. Новая стройка унаследовала его помещения и кадры. Управление строительства помещалось, как вспоминал один из бывших заключении этого ИТЛ Лазарь Шерешевский, в длинной землянке. Там же, в Абези находилась штабная колонна, где содержались заключенные, работавшие в управлении стройки и производственные лагерные колонны. Начальником Северного управления ГУЛЖДС (СУЛЖДС) и строительства № 501 МВД СССР был назначен Василий Арсеньевич Барабанов. ГУЛЖДС и Управлениям ИТЛ и строительствам №№ 501 и 502 предстояло построить железную дорогу от ст. Чум до морского порта в Мысу Каменном, протяженностью 500 км и соорудить там порт, судоремонтный завод и жилой поселок.
В мае-июне 1947 г. СУЛЖДС приступило к работе. 13 мая начались земляные работы от ст. Чум на Восток. 2 августа 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый мост "501-ой" через р. Воркута (Фотография этого события есть на вашей выставке) Строительство было настолько важным, что финансировалось по фактическим затратам через Промстройбанк Коми АССР.
К 5 декабря 1947 г. было открыто рабочее движение поездов на участке "Чум - Собь", протяженностью 118 км. Последние 31 км этого уча-стка проходили уже по территории Тюменской области. Через Полярный Урал дорога была проложена по Собь - Елецкой долине, прорезавшей его насквозь. По этому проходу в горах с незапамятных времен проходила "ворга" - тропа оленеводов. Станция Елецкая была расположена на территории Коми АССР, а разъезд Собь, к которому подошла магистраль к декабрю 1947 г. находился уже на территории Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. За неполных 5 месяцев работ было организовано 10 строительных подразделений. Обский лагерь, который в 1948 г. стал основным в системе СУЛЖДС.
К концу 1947 г. выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, которые не обеспечат все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 г., из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысу возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники.

К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги, и, расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь - Иртышского бассейна. Строительство морского порта на Мысу Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард - Лабытнанги строительно-техническую базу.
За 1947-1949 г.г. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в поселках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс Каменный. Заключенные соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году "502-я" стройка прервала возведение секретного объекта
tourism.ru/phtml/users/get_desc.php?47
www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r2/r2-5.htm

В I-м квартале 1948-го года (по-видимому, не ранее мая) заработал Заполярный ИТЛ (Заполярлаг), который просуществовал по февраль 1949 г., его управление дислоцировалось в районе мыса Каменный (Ямало-Ненецкий округ). В лагере находилось до 2000 заключенных, строивших глубоководный порт и судоремонтный завод.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...