Латиноамериканская модель налоговой системы. Налоговые системы зарубежных стран. Унификация. Принадлежность к уровню управления и власти

Система налогов - это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава.

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - только элемент налоговой системы.

Система налогов - плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

В мировой практике выделяют четыре базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

В России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.

Экономическое единство системы налогов - непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет права переступать».

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40-50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

Этот показатель ориентирован на среднестатистического налогоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налогоплательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Еще по теме 1. Понятие системы налогов и ее модели.:

  1. 2.2. Место налоговой преступности в системе преступлений в сфере экономической деятельности.
  2. §1. Налоговая преступность как объект уголовно-правового воздействия.
  3. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  4. 1.3. Организационно-правовые формы налогового контроля в развитых зарубежных странах
  5. 2.1. Понятие, цели и задачи, формы и методы налогового контроля
  6. 3.1. Коррекция организационно-правовых основ налогового контроля в соответствии с современными условиями развития Российской Федерации

В мировой практике на сегодняшний день сложились 3 основные модели НП:

1. Модель политики максим-х налогов – характеризуется практикой установления максим-го числа налогов и повышенной ставкой сокращ.числа льгот, что приводит к увелич-ю налогового бремени на эк-ку. Модель использ-ся в след.случаях: 1) популяр.в чрезвыч.период, когда необх-мо существенно повысить мобилиз-ю фин.ресурсов в гос.бюджет. увел.объём гос.закупок. данная политика проводилась в России в 90е годы. 2) политика находит применение в мирное время в отсутствие кризиса в развитых странах, где высокий уровень нагрузки сопровож-ся беспрецед.высокими соц.расходами.

2. Модель политики экон.развития. Характ-ся практикой установления налоговой нагрузки на эк-ку, снижения налог-х дох-в в бюджет сопровождающихся сокращением госуд-х инвестиций и значит.уменьш.соц-х расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объём инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулир-ие экономической активности бизнеса и используется как правило в период экономич.ожидания, чтобы способствовать увеличению темпов экономического роста. Данной модели придерживались япония, Германия в период восстановления эк-ки, в 80-х годах в США, в последнее десятилетие её успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировые рынки: Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Приоритет- эк.цели.

3. Модель политики разумных налогов – это компромисс между двумя вышеназванными. Характ-ся достаточно сбалансир-м уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие эк-ки и при этом поддерживать значимый объём соц-х расходов. Используется в основном высокоразвитыми странами: США, Великобр, Канада, уже достигших предела традиц-го экон-го роста.

На практике данные модели в НП использ-ся не в чистом виде, а в различном сочетании, когда какая-либо модель является доминирующей. В зависимости от целей, избранных приоритет-ми и соответ.модели, использ-т тот или иной метод НП. Это прием или способ практич.решения поставл-й цели налог-й политики.

В соврем.практике можно выделить след.методы:

1. Регулир-е соотношений прямого и косвенного налогов.

2. Регулирование соотнош-я Федер., регион-го или местных налогов.

3. Регулир-е отраслевой налог.нагрузки и перенос налоговой нагрузки с одних налогоплат-ов на других.

4. регулир-е соотнош. Пропорц-х и прогрессив-х ставок и степени их прогрессии.

5. регулир-е масштаба и направленности предоставления налог-х льгот преференций, вычетов и скидок.

19. Понятие налогового механизма (нм) и его структура.

Управление налоговой системой – это процесс формирования нормативно-правовой базы и соответствующей исполнит-ой и распорядит.деят-ти, осуществ-х органов гос.власти и управления, наделёнными властными полномочиями в сфере налогообложения. Процесс управления налоговой системой осуществляется через механизм управления и соответ-й организац-й структурой управления.

Организационная структура – это внутреннее устройство мех-ма управления налоговой системой, которая строится на строго иерархической основе.иерархия реализ-ся в вертикали по управл-му воздействию(от президента РФ до федерат.собрания правит-ва страны и специализир-м министерством -> федер.службы, входящие в состав этих министерств -> соотв-ие территориальные органы федер-х служб). В данном случае формир-ся вертикально линейная структура мех-ма управления налоговой системой. Но мех-зм управления не ограничивается исключительно вертикальным управлением, он предусматривает возможность значит-х госуд-х межотраслевых воздействий.

Мех-зм управления налоговой системой проводится непосредственно через один из элементов самой налоговой системы, а именно через налоговое администрирование.

Субъектами налог-х админис-х явл-ся налог-я администр-я:

Налоговые органы, т.е.ФНС РФ и её территориальные подразделения;

Финансовые органы;

Органы исполнит.власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов;

Таможенные органы – ээто ФТС и её территор-е подразделения;

Органы внутренних дел;

Федер.служба по экон.налоговым преступлениям и её террит-е подраздел-я.

Центр-е звено – налог-е органы. Имеют в РФ трёхуровневую структуру:

1. Центральный аппарат ФНС РФ (налог.служба) (26 управлений)

2. Управление ФНС россии по субъектам РФ (было 82 упр-й). Межрегиональные инспекции ФНС (17 инспекций).

3. Инспекции ФНС РФ межрайонного уровня инспекций ФНС по району в городах и инспекции по городам безрайонного деления.

ФНС РФ выполняет след.функции:

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв-ий бюджет налогов, сборов и других обязат-х платежей;

Контроль производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих, алкогольной и табачной продукции;

Контроль за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции;

Регистрац.юр и физ лиц;

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требуемых об уплате обязат-х платежей и треб-ие РФ об обязательствах (права и обяз-ти налог-х органов ст.31,32).

20. особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств .

Германия. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации.В результате крупной налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно государству, т.е. налоговая система стала централизованной.

Применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония). Это является итогом многолетнего развития налоговой системы.Цели налоговой политики страны определил Отто Бисмарк в своей речи в Рейхстаге 2 мая 1979г., где потребовал перенесения бремени налога с доходов на потребление.

В настоящее время в Германии 2 крупных налога: по доходный с физических лиц и налог на добавленную стоимость. Ставка НДС 15%, ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагается по минимальной ставке 7%. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.

Канада. Как и США имеет децентрализованную трёхступенчатую налоговую систему: федеральных налогов, налоги провинции и местные налоги. Федеральные- обеспечивают 48%, региональные 32%, муниципальные 20% поступлений.Налоговая система мало чем отличается от той же в СЩА. Подтверждается, что главным налогом является подоходный налог с физических лиц. Взимание осуществляется по прогрессивным ставкам 17,26 и 29%.

Налог с продажи (второй по величине) ставка 12% (аналог НДС).Налог на прибыль корпораций составляет 10% в общей доходной части федерального бюджета.

Япония. Функции по исчислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов возложены на национальное налоговое управление, в которое входит Министерство Финансов Японии.

Налоговые инспекции на местах уполномоченных лишь выявлять правонарушения, остальные функции в том числе взыскание платежей в местный государственный бюджет осуществляет национальное налоговое управление.

Что касается нормативных актов в сфере налогового права Японии, то основными документами определяющими налоговый режим этого государства являются: закон о корпоративном налоге и акт о подоходном налоге. Порядок заполнения и сдачи налоговой декларации, процедурные вопросы уплаты налогов, возможности задержек и рассрочки уплаты регулируются актом об общих правилах налогообложения. Вопросы специального регулирования отражены в акте об исключениях в применении закона о налогах. Все платежи исчисляются исключительно в национальной валюте - йенах. Налоговым законодательством установлено 3 вида ставок: национальные, префектурные и муниципальные.Японцы выплачивают 50 разных налогов. Общегосударственные налоги бывают прямые и косвенные. Прямые- подоходный, корпоративный, земельный, налог на наследство и дарение, на недвижимость. Косвенные- гербовый сбор, налог на потребление.В Японии в общей сложности насчитывается 47 префектуры, объединяющих 3045 городов, посёлков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Важную роль в наполнении бюджета играют префектурные и муниципальные налоговые сборы: налог на проживание в префектуре, налог с предприятия на количество сотрудников, налог на приобретение собственности, налог на зрелища, налог с транспортных средств и др.; налог на проживание в конкретном населенном пункте, имущественный налог, налог на легковые транспортные средства, налог на землю, находящейся в собственности, налог на развитие городов и т.д..

Введение

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Классификация налоговых систем

Англосаксонская модель(Великобритания

Евро-континентальная модель (Франция

Латиноамериканская модель (Боливия)

Смешанная модель (Россия

Список литературы

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

* объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

* субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

* источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

* ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

* налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

* срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально – экономических задач.

Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов) .Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.

Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения.

Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы . Эти принципы многообразны и мно­гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д. Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. - 2004 г. - №4. - с. 17

Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.

Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.

Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.

Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.

Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.

Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.

Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат: Ильин А.В. «Российская налоговая система на рубеже XXI века» Финансы. - 2004 г. - №4. - с. 26

  • - текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
  • - компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;
  • - расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
  • - лицензионные и подобные им платежи;
  • - представительские расходы;
  • - расходы на заработную плату сотрудникам;
  • - расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
  • - взносы и пожертвования в благотворительные фонды,
  • - коммерческие и некоммерческие убытки;
  • - подоходный налог и другие виды налогов;
  • - просроченные долги.

Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.

Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.

В стране действуют три ставки НДС: 0%, 8% и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).

Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.

Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.

Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).

Организационная простота, прозрачность и эластичность системы налогообложения.

Налог должен быть настолько простым, чтобы быть понятным налогоплательщику, и настолько всеобъемлющим, чтобы свести к минимуму все лазейки для уклонения от его уплаты. Налог должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было приспосабливать к изменяющимся экономическим условиям.

Налоговые системы стран мира складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По «набору» налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам такие системы существенно отличаются друг от друга.

Важнейшее значение для типизации налоговой систе­мы государства имеет его национальное или администра­тивно-территориальное устройство. Именно форма госу­дарственного устройства во многом определяет правовое положение составных частей той или иной страны, а так­же разграничение полномочий центральных и местных органов власти в формировании бюджетов посредством налогообложения. По этому основанию выделяют систе­мы налогов и сборов трех типов, а именно: федератив­ных, конфедеративных и унитарных государств. Систе­мы налогов и сборов первого типа существую в Австра­лии, Бразилии, Германии, Испании. Канаде и США, так как все эти государства имеют федеративное устройство. Конфедеративные черты имеет система налогов и сборов Швейцарии. В Азербайджане, Великобритании, Китае, Италии, Франции, Швеции, Японии и в ряде других стран сложились системы налогов и сборов третьего типа.

Построение налоговых систем в федеративных и конфедеративных государствах в значительной степени обусловлено специфической формой их государственного устройства. В данном случае имеется в виду особенности строения государств, которые включают в себя относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики), ибо, в конечном счете, вопрос государственного устройства сводится к порядку распределения государственной власти в центре и местах, в том числе полномочий, связанных с установ­лением и взиманием налогов и сборов.

В основе построения налоговых систем федеративных государств положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разгра­ничения компетенции органов центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий отличаются в силу особенностей их формирование и правовых традиций. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, причем земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако при этом земли осуществляют взимание федеральных и мест­ных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов. Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своего законодательства. В частности подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов.



В таком конфедеративном государстве, как Швейцария используется особый подход, который отличен от всех предыдущих. Он заключается в том, что кантоны, образующие конфедерацию и являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в вопросах установления и взимания налогов. Фактически в этом случае можно вести речь о делегировании кантонами центру части своих полномочий по налогообложению.

Наличие составных частей в устройстве федеративных и конфедеративных государств, приводит к необходимости формирования не только государственных и местных, но также и региональных бюджетов. А это в свою очередь, означает, что наряду с центральными и местными налогами в налоговых системах таких го­сударств должны присутствовать региональные налоги. Вот почему налоговые системы федераций и конфедера­ций являются трехуровневыми.

Унитарные страны, а их в мире большинство, пред­ставляют собой цельные государственные образова­ния, составляющие их административно-территориаль­ные единицы суверенными правами, как правило, не на­делены, поэтому полностью подчинены центральным ор­ганам власти, в том числе и в вопросах налогообложе­ния. Налоговые системы таких государств, в большин­стве своем двухуровневые и включают лишь централь­ные и местные налоги. В унитарных государствах, имею­щих в своем составе автономные национальные образова­ния (Азербайджан, Украина), налоговые системы могут включать дополнительный уровень налогообложения на соответствующей территории.

Классификация налоговых систем и существующие модели систем налогов и сборов

При создании своих налоговых систем государств могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней и т. д. Исходя из данных показателей можно говорить о классификации налоговых систем.

Классификация налоговых систем – это обоснованное разнесение налоговых систем разных стран по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) их сравнения. Классификация налоговых систем представлена на рисунке 6.


Рисунок 6 – Основные классификации налоговых систем

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно классифицировать на:

- либерально-фискальные , обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера ориентировочно до 30 % ВВП. К этой группе относятся налоговые системы таких стран как США, Австралия, Португалия, Япония и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные с уровнем налогового бремени от 30 - 40 % от ВВП. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные , позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % от ВВП. Такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы таких стран, как Норвегия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Финляндия, Дания, Швеция.

2) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий

- централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов - более 65 % консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные , наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 – 65 % от консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные , наделяющие нижестоящие уровни управления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55 % от консолидированных налоговых поступлений. К этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

3) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

- прогрессивные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран;

- регрессивные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам,
возрастает. Примеры построения таких налоговых систем нам
не известны;

- нейтральные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным. К данной группе можно отнести налого­вую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксон­ской, евроконтинентальной, латиноамериканской и сме­шанной моделями налогообложения.

Англосаксонская модель налогообложения существу­ет в таких государствах, как Австралия, Великобрита­ния, Канада и США. В ее основе лежит подоходное на­логообложение, т. е. взимание прямых налогов с физиче­ских лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Так, в США средства от взимания подоходно­го налога с населения составляют 44 % бюджетных дохо­дов, в федеральном же бюджете на этот налог приходится более 80 % доходов.

Евроконтинентальная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели систем налогов и сборов существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии. Например, в 2000 г. общий объем налоговых доходов государственного бюджета Италии составил 596 трлн. итальянских лир, из которых на прямые налоги пришлось 315 трлн. лир (52,8 %), а на косвенные налоги - 281 трлн. лир (47,2 %). В Германии доля отчислений на социальное страхование составляет 45 % доходов бюджета, а поступления от косвенных налогов - 22 %, а на прямые налоги приходится лишь 17 %.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше соби­раются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного податного ап­парата. К примеру, доли косвенных налогов в доходах бюджетов составляют в Боливии 42 %, в Чили – 46 %, а в Перу – 49 %.

Смешанная модель налогообложения сочетает в се­бе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогооб­ложения которых не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступ­лений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Од­нако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подо­ходному налогообложению, а взиманию страховых взно­сов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа о взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения . В настоящее время в мире насчитывается около 60 стран, избравших по­добную модель.

В большинстве своем оффшоры (от англ. offshоri трактуемого как «действующий вне территории страны») это небольшие материковые страны (Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Республика Либер, Панама) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Содружество Багамских островов, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова, Ямайка). Оффшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. При том исключительно льготное налогообложение обычно сочетается с установлением различных запретов и огра­ничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Тем самым оффшорами привлекаются иностранные ком­пании, которые вместо обычных налогов обязываются к уплате лишь разовых регистрационных сборов. Бюджет­ные доходы таких стран в основном и складываются из платежей подобного рода.

Выделяется несколько разновидностей зон льготно­го налогообложения - в зависимости от наличия следую­щих их признаков:

Доходы не облагаются налогами вооб­ще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории;

Льго­тируются или полностью освобождаются от налогообло­жения определенные виды деятельности и предприятий;

Налоговые льготы распространяются только на компании определенной организационно-правовой формы или только на нерезидентные компании.

Основное условие функционирования подобных юрис­дикции в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний осуществлять хозяйственную дельность на соответствующей территории и использовать местные ресурсы. Тем самым устраняется потенциальная конкуренция, которую регистрируемые с целью приобретения льготного статуса могут составить резидентным хозяйствующим субъектам. К вновь регистрируемым компаниям могут предъявляться и другие дополнительные требования, например, заключающиеся в необходимости иметь зарегистрированный офис, секретаря и использовать в качестве работников местных жителей.

Построение налоговых систем на основе льготного на­логообложения неоднозначно воспринимается мировым сообществом. В большинстве своем страны, на террито­рии которых взимаются обычные налоги и сборы, относятся негативно к установлению исключительно льготно­го налогового режима в оффшорных зонах, расценивая такие действия как недобросовестную налоговую конку­ренцию. Это объясняется тем, что в результате подобной практики их собственные налоговые доходы существенно сокращаются из-за ухода потенциальных налогоплатель­щиков в оффшорные юрисдикции, В настоящее время ОЭСР уже получены официальные обязательства о по­степенном упразднении режимов льготного налогообло­жения на территории таких государств, как Бермудские острова, Каймановые острова, Кипр, Остров Мэн, Маль­та, Маврикий, Антильские острова Нидерландов, Сан-Марино и Сейшельские острова.

Впрочем, следует учитывать, что льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать та­кие административные единицы, как острова Гернси, Джерси, Сарк, Мэн (Великобритания), Дублин, Шеннон (Ирландия), Гонконг (КНР), Макао, остров Мадейра (Португалия), Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико (США), Женева, Нешеталь, Фрибург, Цуг (Швейцария). В названных случаях основной целью предоставления налоговых льгот является не сколько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

Рассмотрим более подробно специфические черты, которыми обладают оффшорные юрисдик­ции.

Во-первых, это - предоставляемый оффшорным компаниям специальный режим налогообложения. Этот специальный льготный налоговый режим подразумевает, что оффшорные компании полно­стью или частично освобождены от уплаты налогов или же облагаются налогом по символической или уменьшенной ставке налогообложения. Налоговый режим, предоставляемый данным компаниям, как правило, предполагает, что вся прибыль, получен­ная оффшорной компанией, будет облагаться по нулевой или чисто символической ставке или же по ставке, существенно меньшей ставки в промышленно развитых государствах. Размер ставки налога на прибыль четко определен в каждой юрисдикции, иногда ставка зависит от типа зарегистрированной компании или деятельности, осуществляемой ею.

В тех юрисдикциях, которые особо не подчер­кивают своего оффшорного статуса, нередко бывает, что ставка налога на прибыль зависит от месторас­положения источника дохода. Если доход получен за пределами юрисдикции, то налогооблагаемая ставка нулевая или минимальная, если же доход извлечен компанией на территории юрисдикции регистрации компании, то налоговая ставка такая же, как по отношению к обычным компаниям, зарегистрированным на данной территории, и не является низкой. В таких случаях оффшорность компании определяется только по месту распо­ложения источника дохода. В частности, среди таких юрисдикции можно было до 2003 г. называть Кипр. В некоторых юрисдикциях налогообложение компаний заменено фиксированным ежегодным сбором. Величина сбора обычно зависит от размера уставного фонда компании, вида деятельности и организационно-правовой формы.

Помимо указанного, специфической чертой является упрощенная процедура регистрации орга­низации. В оффшорных юрисдикциях регистрация фирмы не требует большого количества времени, бумажной волокиты и отличается большой опе­ративностью осуществления. Как правило, весь процесс может занимать от 2 часов до 3 недель. Это достигается за счет минимального количества документов и информации, представляемой в го­сударственные органы для регистрации компании. В некоторых оффшорных юрисдикциях существует возможность приобрести готовые компании, у ко­торых уже есть свое наименование, юридический адрес, все необходимые для начала деятельности документы, и даже банковские счета. Нередко до­статочно просто осуществить перемену домициля или перевести компании в другую юрисдикцию или из другой юрисдикции, не производя ликвидации компании, сохраняя ее наименование, структуру, банковские счета и другие активы. Кроме того, совсем недавно появилась возможность регист­рировать оффшорные компании и при помощи сов­ременных средств связи и сети Интернет, что еще более упрощает регистрационные процедуры.

Следующая специфическая черта - регистра­ционные и (или) ежегодные сборы. Как правило, за регистрацию организации в оффшорной юрисдик­ции взимается регистрационный сбор. Величина данного сбора зависит от одного или нескольких факторов (в зависимости от юрисдикции): от раз­мера уставного или акционерного капитала (фонда) регистрируемой организации, как на острове Мен, от организационно-правовой формы учреждаемой компании, от сферы ее деятельности. Размер сбора может также рассчитываться в процентах от вели­чины уставного капитала или активов регистриру­емой компании. Так, в частности, в Люксембурге регистрационный сбор составляет 0,2 % от уставно­го капитала организации. Величина регистрационного сбора в большинстве случаев составляет от 100 до 10 000 долл. США. Очевидно, что чем больше раз­мер уставного капитала (фонда), тем больше дол­жен заплатить владелец фирмы при ее регистрации, тем более что расчет величины этого сбора часто осуществляется по правилам арифметической или геометрической прогрессии. Несмотря на это, во всех оффшорных юрисдикциях установлен предель­ный размер регистрационного сбора, который не может превышать расчетной величины сбора.

Кроме регистрационного сбора, компания нередко обязана выплачивать ежегодный сбор оп­ределенного размера. Его величина, как правило, строго фиксирована. Как и регистрационный сбор, размер ежегодного сбора может рассчитываться на основании величины уставного фонда компании и ее организационно-правовой формы. Существуют и юрисдикции, где величина ежегодного сбора оди­накова для всех организаций. Оплата данного сбора должна производиться не позднее определенного срока, и просрочка уплаты ежегодного сбора в не­которых юрисдикциях может являться основанием для ликвидации оффшорного статуса компании или для собственно ее ликвидации. Величина ежегодного сбора устанавливается в размере от 50 до 5 000 долл. США. Существуют также оффшорные юрис­дикции, где регистрационные и ежегодные сборы вообще отсутствуют.

Специфической чертой можно считать и установленные требования к размеру уставного (складочного) капитала организации. В большинстве оффшорных юрисдикции мира принята английская система права, где понятие уставного фонда оз­начает сумму, на которую компании разрешается выпустить свои акции. Кроме этого, уставный капитал компании имеет еще и следующие характеристики:

Размер капитала, подлежащего выпуску, оп­ределяет, сколько акций какого номинала компания может теоретически выпустить;

Выпущенный капитал характеризует количес­тво выпущенных акций, которые могут быть выкуплены у компании ее учредителями - собственниками;

Оплаченный (внесенный) капитал имеет отно­шение к акциям, которые оплатили учредители (собственники).

В оффшорных зонах допускается минимальная оплата участия в уставном фонде, следовательно, в большинстве оффшорных зон при регистрации оффшорной компании учредители ограничиваются выпуском и оплатой только одной - двух акций на не­значительную общую сумму (иногда всего в несколь­ко долларов). Как правило, этого бывает достаточно, чтобы определить процентное соотношение долей учредителей в уставном капитале и распределении доходов. У организаций, зарегистрированных в фор­ме товариществ, формирование уставного капитала вообще не предусматривается.

Минимально возможный размер разрешенно­го к выпуску капитала зависит от организационной формы учреждаемой организации, и, естественно, от самой оффшорной юрисдикции. Чем лучше имидж оффшорной юрисдикции, тем жестче требования, предъявляемые к минимальному размеру капитала фирмы. На Нормандских островах объявленный капитал должен быть не менее 10 тыс. фунтов стерлингов, на острове Мэн - всего лишь 2 тыс. фунтов стерлингов. Минимальные размеры опла­ченного капитала устанавливаются вообще на чис­то символическом уровне и колеблются в размере 1-10 долл. США, и исключением являются лишь требования, выдвигаемые к оффшорным банкам и страховым компаниям. Как правило, размер опла­ченного уставного капитала зарегистрированного в оффшорной зоне банка определяется исходя из конкретной ситуации и составляет около 100 тыс.долл. США. Размер капитала, разрешенного к выпуску, так же, как и оплаченного капитала, может быть установлен в валюте любого государства.

Еще одна специфическая черта оффшорных юрисдикций заключается в том, что на оффшорные фирмы налагаются некоторые организационные требования и ограничения. Эти ограничения имеют отношение к количественному составу ее владельцев и к исполнительному органу компании и касаются как акционеров (собственников), так и должностных лиц организации. Значительная часть оффшорных юрисдикции требует от регист­рируемых на их территориях организаций наличия как минимум двух акционеров. Но существуют и такие юрисдикции, как Гибралтар, где достаточно и одного собственника или учредителя (акционера). Несколько более жесткие требования налагаются на организации по отношению к ее непосредствен­ному исполнительному органу. Кроме определения минимального числа лиц, непосредственно участ­вующих в управлении организацией - директоров, нередко накладываются требования в отношении их резидентства. Очень многие юрисдикции тре­буют, чтобы хотя бы один из директоров был рези­дентом этой оффшорной юрисдикции. Это связано с желанием правительств оффшорных юрисдикции сократить безработицу за счет максимального обеспечения дополнительных рабочих мест или увеличения уровня жизни местного населения за счет дополнительных источников дохода в части оффшорных компаний.

Дополняя сказанное, необходимо отметить, что многие юрисдикции требуют от оффшорных ор­ганизаций наличия секретаря, и, как правило, это является обязательным условием существования оффшорного бизнеса. В некоторых случаях законами выдвигается требование, что секретарем компании может быть только резидент данной оффшорной юрисдикции, так как это гарантирует органам влас­ти и партнерам по бизнесу определенную стабиль­ность и обеспечивает дополнительное удобство в общении сданной организацией. Секретарь ведет записи и протоколы компании, он также обязан своевременно предоставлять все необходимые документы в реестр компаний. В определенных случаях директором, так же, как и секретарем компании, может быть назначено и юридическое лицо, но такая организация бизнеса допустима не во всех оффшорных юрисдикциях.

Так, в Швейцарии и Люксембурге как минимум один из директоров должен быть резидентом соответствующего государства. В Гибралтаре оффшорная организация может иметь только одного директора и при этом обязана иметь секретаря. Резидентство данных должностных лиц может быть любым, они также могут быть корпоративными, т. е. являться юридическими лицами - организациями.

В особом порядке регулируются аспекты про­ведения собрания акционеров и совета директоров оффшорных организаций. Любая фирма обязана проводить ежегодные (очередные) собрания акци­онеров и советы директоров. Требования в отно­шении указанных ежегодных собраний и советов направлены на определение места и способа их проведения. Большая часть оффшорных юрисдик­ции допускает проведение ежегодных собраний за пределами их территории, хотя есть и некоторые исключения. Допускается проведение собраний при помощи современных средств связи, электро­ники и сети Интернет.

Одной из важнейших, основополагающих спе­цифических черт существования оффшорных юрис­дикции является конфиденциальность и трепетное отношение к различного рода тайнам. Особенности государственной охраны коммерческой тайны в различных юрисдикциях могут различаться. При этом гарантом конфиденциальности являются не­посредственно законы, предполагающие суровое наказание за разглашение конфиденциальных све­дений, вплоть до уголовного. Во-первых, это зашита сведений, связанных с фактическим владельцем компании. Во многих оффшорных юрисдикциях официально разрешено номинальное владение. Официальные органы - регистраторы компаний фиксируют и передают в открытый доступ имена так называемых номинальных владельцев. В то же время имена реальных бенефициарных владельцев держат­ся в охраняемой законом тайне. Значительная часть оффшорных юрисдикции привлекательна именно тем, что в них в большей мере, чем в других странах, соблюдается конфиденциальность информации, имеющая отношение к владельцам организаций, что выражено в следующих основных формах:

1) Объем и содержание информации, вносимой в реестр юридических лиц. Во многих странах при регистрации компании ее имя, организационная форма, данные о ее учредителях, владельцах и уставном капитале, месте расположения и другие сведения заносятся в регистрационный реестр. Внесение данных о компании в этот специальный реестр, который в разных странах называется по-разному - Торговым реестром или Коммерческим реестром (в России он называется Единый государственный реестр юридических лиц, ЕГРЮЛ), чаще всего и является официальным свидетельс­твом регистрации компании, и компания считается существующей с момента внесения соответствую­щей записи в реестр. В странах, не практикующих регистрации оффшорных компаний, информация, вносимая в реестр, носит полный и исчерпывающий характер, и обычно такие реестры являются общедоступными. Оффшорные юрисдикции чаще всего ограничиваются минимальным набором информации, предоставляемой при регистрации компании и заносимой в реестр, а также, что не менее важно, такую информацию нет необходи­мости подтверждать документально.

В различных оффшорных юрисдикциях реестры содержат разную информацию, и в целом власти относятся к формированию реестров также неоди­наково. В одних юрисдикциях, особенно серьезно относящихся к своей репутации и имиджу, информация, находящаяся в торговых реестрах, действительно открыта и общедоступна. В других оффшорных зонах такая информация теоретически недоступна, но, тем не менее, в реестре содержится. Как правило, в оффшорных юрисдикциях изданы специальные законодательные акты о сохранении имен реальных владельцев в тайне, но все-таки такая информация записывается и должным образом сохраняется. Большой популярностью пользовались и продолжа­ют пользоваться в определенных кругах оффшорные юрисдикции, законодательство которых вообще не предусматривает ведения каких бы то ни было реес­тров или иных регистрационных документов с запи­сями о регистрируемых фирмах и их собственниках. Вопросы о необходимости внесения информации о той или иной компании в реестр и требования к ее объему решаются в зависимости от организационной формы и статуса компании, вида осуществляемой ею деятельности. На практике каждая юрисдикция пре­доставляет свои уникальные условия и требования.

2) Порядок внесения изменений в учредительные документы. Нередко бывает, что при внесении из­менений в учредительные документы организации, изменении состава ее директоров или исполни­тельных органов от этой организации требуют пре­доставления дополнительных сведений и данных для официальных органов государства. При этом объем необходимых для дополнительного предо­ставления властям требований в разных юрисдик­циях может варьироваться. В одних юрисдикциях отчет необходимо предоставлять только в случае персонального изменения в управляющих органах компании. Другие оффшорные юрисдикции регулируют эти процессы более жестко, полагая, что каждая компания раз в год должна дополнительно направлять властям отчет (или по установленной форме, или без установления таковой) по итогам деятельности, который должен содержать полные сведения и о директорах, и о секретаре, а иногда и сведения о собственниках. Существуют и такие оффшорные юрисдикции, которые таких требований вообще не предъявляют.

3) Возможность выпуска акций на предъяви­теля. Выпуск акций на предъявителя представляет собой наиболее эффективный и не требующий
особых расходов способ сохранения информации в режиме конфиденциальности. Фактически держа­телем таких акций может являться любое юриди­ческое или физическое лицо. Самое главное, что на владельцев не налагаются никакие ограничения, их имена не нужно вносить в реестр и сообщать о них в какой-либо ежегодной или иной отчетности.

4) Возможность назначения номинальных вла­дельцев, директоров и секретарей. Довольно часто для сохранения тайны истинных имен владельцев компании возникает необходимость назначения на ответственные исполнительные должности компании посторонних людей, согласных выпол­нять все требования истинных собственников. Эти лица называются номинальными директорами и их роль выполняют профессиональные управляющие или специализированные секретарские конторы. Услуги номинальных директоров и секретарей доступны практически во всех оффшорных юрис­дикциях, притом, что по отношению к третьим
лицам номинальные директора выступают как настоящий исполнительный орган данной ор­ганизации. Взаимоотношения между истинным собственником фирмы и ее номинальным директором складываются на основе заключенного между ними гражданско-правового договора, содержание которого обычно также составляет тайну. Это мо­жет быть, например, трастовый договор, или же эти отношения могут быть оформлены обычной доверенностью, выданной на имя номинального
директора. Взаимоотношения при номинальном владении оформляются и складываются несколько сложнее, хотя основной принцип не изменяется. И хотя существует множество способов определения того, действительно ли человек является реальным владельцем, либо же он - просто наемный работ­ник, институт номинального владения остается достаточно популярным до сих пор.

Договор между собственником и номиналь­ным владельцем носит характер договора поручения (может оформляться доверенностью) и также является конфиденциальным документом. Поверенный - номинальный владелец - с точки зрения законодательства и объема полномочий для третьих лиц, как правило, ничем не отличается от собственника. Вместе с тем договор, который подписывает номинальный владелец (или же со­держание доверенности), исключает совершение каких-либо несанкционированных действий с его стороны. Кроме того, подписывается специальное соглашение об отказе номинальных акционеров от всех своих прав в пользу реального собственника. В оффшорной практике встречаются требования, когда один или несколько номинальных владельцев обязательно должны быть резидентами, однако это не является существенным препятствием для ведения бизнеса в оффшорной юрисдикции.

Как правило, сведения о реальных владельцах могут быть раскрыты только в случае судебного раз­бирательства по специальному запросу судебных властей. Органы следствия могут получить доступ к этим данным только через суд. Для других инс­танций, в том числе для налоговых органов третьих стран, информация не раскрывается (за исключе­нием случаев, когда эта процедура предусмотрена специальными правительственными договорен­ностями или международными соглашениями).

5) Предоставление финансовой отчетности по упрощенным стандартам. В разных офшор­ных юрисдикциях требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, правилам аудита, финансовой отчетности, порядку подачи деклара­ций и т. п., довольно существенно различаются. В целом ряде оффшорных юрисдикций организации вообще не обязаны предоставлять свою бухгалтер­скую отчетность никаким налоговым или другим государственным органам. Вся отчетность и декла­рирование результатов деятельности в целях налогообложения могут быть заменены единственным фиксированным сбором, взимаемым ежегодно.

6) Международное сотрудничество оффшорных юрисдикций в области обмена информацией.

Важной специфической чертой оффшорных юрисдикций выступают установленные правила валютного контроля или, вернее, практически пол­ное его отсутствие. Льготный режим офшорных юрисдикции определяется также весьма лояльным валютным законодательством, отсутствием валют­ных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов. Важным фактором при­влекательности оффшорной юрисдикции является как политическая, так и экономическая стабиль­ность этого режима и, как правило, наличие широко развитых финансовых и банковских институтов.

Также немаловажной специфической чертой является наличие офиса в оффшорной юрисдикции. Определенные оффшорные юрисдикции допускают наличие у оффшорной компании офиса на их терри­тории. В этом случае четко установлено, что офис используется исключительно в административных целях, и с помощью него не может извлекаться прибыль на территории данного государства или зоны. В некоторых офшорных юрисдикциях воз­можна организация «развернутого» офиса, пред­полагающего получение разрешений на работу и временного вида на жительство должностными лицами и служащими оффшорной юрисдикции. В частности, в Европе можно учредить оффшорную компанию с развернутым офисом в Гибралтаре и на острове Мэн.

Важнейшей особенностью той или иной оффшорной юрисдикции является наличие заклю­ченных и ратифицированных международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также их количество. Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую страну, при отсутствии соответствующих международных дого­воров облагаются налогами (в частности, налогом на прибыль) в обеих этих странах. Правила, помога­ющие избежать такого двойного налогообложения, определяются положениями соответствующих международных соглашений.

Вместе с тем начиная примерно с 2000 г. период либерального отношения к оффшорному бизнесу сменился серьезным ужесточением контроля со стороны государственных властей. С этого вре­мени можно говорить о наличии согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если раньше антиофшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то в последние годы она принимает всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (EATF), ОЭСР и др.

В связи с этим на действующем этапе оффшор­ный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности».

Крайне разнообразной является классификация оффшорных зон, что позволяет утверждать о несформированности единого подхода к их группировке. Исследователи подразделяют оффшорные юрисдикции по собственным критериям в зависимости от преследуемых целей. Это доказывают следующие примеры.

В связи с уже отмеченным, явно обращающим на себя внимание, широко используемой является группировка с применением географических признаков. Так, географическая классификация, предложенная К. Доггартом, и дополненная применением признаков престижности и надежности «оффшоров», осуществленная Р. Уайтом, позволяют выделить в составе регионов мира пять больших групп по степени убывания доверия к стране местонахождения компании (Приложение А.1):

Ведущие страны Западной Европы, входящие в ЕС (Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Лихтенштейн, Люксембург и т. п.);

Малые страны Западной Европы и некоторые страны Восточной Европы (Венгрия, Монако, остров Мен);

Страны Средиземноморского бассейна (Гибралтар, Израиль, Кипр, Мальта);

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Гонконг, Сингапур и т.п.);

Страны Карибского региона (Багамские, Бермудские, Каймановы острова).

Основой другой классификацией является использование признаков налогового режима. Данную классификацию также использовал Р.Уайт, она широко используется и совершенствуется российскими исследователями проблемы оффшоров – например, А.Р.Горбуновым. В нее включаются страны с умеренным налогообложением – так называемые налоговые гавани или классические оффшоры, а также налоговые оазисы, под которыми подразумеваются территории с повышенной респектабельностью местоположения (Приложение А.2).

Третья классификация оффшорных центров применяется МВФ. В ней выделяют три группы территорий (Приложение А.3).

Международные финансовые центры – крупнейшие центры международных услуг с развитой платежно-расчетной системой, инфраструктурой и базирующие на высокоразвитом национальном финансовом рынке стран местонахождения (Лондонское сити, банковские структуры США, японский оффшорный рынок);

Локальные региональные центры, характеризуемые развитыми внутрирегиональными потоками финансовых ресурсов (Юго-Восточная Азия - Гонконг, Сингапур; на Ближнем Востоке - Бахрейн, Ливан; в Латинской Америке - Панама; В Европе – Люксембург);

Центры, активно не участвующие в потоках финансовых ресурсов, а выступающие только местом юридической регистрации сделок, фактически осуществляемых в других странах, но привлекательных для финансовых институтов, расположенных в развитых странах, для стран-оффшоров эта деятельность служит одним из основных источников пополнения бюджета и решения проблем занятости собственного населения. (Багамские острова, Британские, Виргинские, Каймановы острова).

Можно отметить, что в экономической литературе не выделены общие признаки стран и территорий с низким уровнем налогообложения, обозначаемых как оффшорные центры. Однако по экспертным оценкам, используемым, в частности МВФ, количество оффшорных центров достигает 69-ти.

По регионам своего местоположения 22 оффшорных центра находятся в Западном полушарии (штаты США – Нью-Йорк, Майями, Чикаго, Каймановы острова и так далее), 19 центров зарегистрированы в Европе (Австрия, Кипр, Лихтенштейн, Гибралтар), 17 - в Азиатско–Тихоокеанском регионе (Австралия, Японский оффшорный рынок, Сингапур), 6 – в страх Ближнего Востока (Бахрейн, Израиль, Ливан, Кувейт), 5 центров на африканском континенте (наиболее известные - Либерия, Сейшелы) (Приложение А.4).

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...