Визуальная психодиагностика личности потребителя провизором. Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности. Создание и презентация образа

Пищевой промышленности

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

Для студентов, обучающихся по специальности

100101 «Сервис», всех форм обучения

Кемерово 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт

Пищевой промышленности

Кафедра философии и политологии

Составители:

Порхачева Л.В., к.и.н., доцент

Джус К.Я., преподаватель

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

Кемерово 2008

Рецензенты:

доцент кафедры психологии КемГУ, к.психол.наук Михайлова В.М.

зав.кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», к.п.н., доцент Сахарова В.И.

Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. – К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2008. – 120с.

В пособии рассмотрены основные понятия, а также наиболее важные для психодиагностики темы: экспресс-диагностика собственных эмоциональных состояний, технология составления психологического портрета по атрибутам внешности партнера, анализ психологических особенностей личности по предпочтениям в одежде, исследование невербального поведения клиентов, принадлежащих к различным национальным культурам, выявление профессионально важных качеств личности работника сервиса, комплексные проективные рисуночные тесты для определения качеств личности. Представлены психологические основы потребительской и производственной мотивации.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Сервис», аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией.

I. Психодиагностика как раздел психологии…………………………….......4

1. Основные понятия психодиагностики……………………….……………..4

II. Визуальная психодиагностика….………………..........................................8

2.1. Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя

и других в процессе общения………………………………………………....8

2.2. Наблюдение и проницательность………..….........................................14

2.3. Восприятие психологических качеств человека по его внешности

и поведению: личный имидж…………………………………………………15

2.4. Как складывается первое впечатление о человеке……………………..19

2.4.1. Влияние стиля одежды на восприятие человека……………….……..24

2.5. Конституция человека и его психологические особенности.

Соматотип и психотип…………....….............................................................28

2.6. Черты лица человека и его характер……..……………………………..32

2.7. Глаза и язык взгляда………..…………………………………………....36

III. Психодиагностика экспрессивного поведения потребителя и

партнера по общению…………………………………………..……………..40

3.1. О потребителе и его потребностях……..………………………………..40

3.2. Общие принципы анализа невербального поведения…………………..43

3.3. Эмоциональные оценки и их телесные проявления…………………....46

3.4. Выявление и предотвращение манипулирования и психологического

давления при деловых переговорах…………………………………………..51

3.4.1. Уловки организационного и процедурного характера……………….52

3.4.2. Приемы психологического давления………….....................................53

3.4.3. Логико-психологические приемы манипулирования………………...56

IV. Психодиагностика профессионально важных качеств работника сервиса.................................................................................................................60

4.1. Психодиагностика в оценке персонала. Понятие о профессионально

важных качествах работника сервиса……………………………….………60

4.2. Типы личности и поведения и их значение для профессии

работника сервиса……………………………………………………………..64

4.2.1 Типология личности и выбор профессии……………………………...64

4.2.2 Общий тип поведения………………..…………………………………69

V. Психодиагностика личностных характеристик..........................................83

5.1. Темперамент как показатель устойчивого комплекса свойств личности………………………………………………………………………...84

5.1.1. «Формула темперамента»…………………………………………........85

5.1.2. Темперамент как система свойств личности………………………….88

5.2. Измерение интеллекта…………………………………………………....96

Блок материалов для самоконтроля…………………………………………101

Блок семинарских занятий…………………………………………………...105

Терминологический словарь…….…………………………………………...110

Список литературы…………………………………………………………...116

I. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия психодиагностики

Для тех, кто хочет научиться понимать самого себя и других людей, особую практическую ценность представляет психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний).

Необходимо отметить, что психодиагностика, в отличие от медицинской диагностики, изучает, проявления свойств психики здоровых людей.

Теоретической основой психодиагностики является психология индивидуальных различий, или дифференциальная психология. В этом разделе психологии выявляются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, а также исследуется диапазон, в котором они могут варьироваться.

Одним из вариантов научного подхода к любому сложному явлению (в данном случае – к человеческой личности) является анализ. Личность рассматривается не только как цельная и неделимая сущность, но и с точки зрения тех или иных свойств. В дифференциальной психологии значительное место занимает описание возможных количественных вариаций разных психологических свойств у отдельных индивидов. Эти данные используются в психодиагностике для измерения некоторых индивидуальных особенностей человека, что позволяет сравнивать степень выраженности определенных свойств у разных людей и находить корреляции между ними.

Одним из самых распространенных способов выявления какого-либо свойства данной личности – наблюдение за человеком в определенной тестовой ситуации. Считается, что человек, идеально обладающий свойством, – эталонная личность – в такой ситуации отреагирует неким определенным образом, а абсолютно не обладающий им – другим и тоже определенным образом. То, насколько близка реакция данного человека к тому или иному из этих «эталонных» вариантов, показывает – присутствует ли у него это свойство личности (сама «эталонная личность» - явление умозрительное, в природе ее обычно не существует, так же как, например, идеальных жидкостей или газа).

Такой способ исследования называется психологическим тестом . Слово «тест» означает «проба», «испытание». Процедура проведения теста называется тестированием . Результаты теста выражаются, как правило, количественно и требуют дальнейшей интерпретации.

Создание и проверка психодиагностических методик – весьма сложное и долгое дело. Каждый метод, результатам которого можно всерьез доверять, должен отвечать требованиям валидности, стандартности и надежности. Валидность – это информативность теста, его адекватность поставленной задаче и пригодность для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Стандартность теста предполагает, что имеются точные, строго выверенные процедуры его проведения, а также правила интерпретации результатов, учитывающие нормы поведения, присущие в данной культуре людям данного возраста и пола. Надежность теста – это постоянство, устойчивость его результатов при повторном тестировании, свобода от случайных погрешностей.

Внетестовая психодиагностика связана только с качественным выявлением того или иного свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях.

Резюме

Психодиагностика представляет собой обширную область психологии, включающую в себя как широкий спектр теоретических и экспериментальных исследований, так и множество практических приложений.

Разработка психодиагностических методов анализа личности – одна из основных задач психодиагностики как науки, посильная лишь психологам-профессионалам, специализирующимся в данной области психологии. Данное методическое пособие посвящено практическому применению психодиагностики в области сервиса, вне рамок профессиональной психологической работы.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Психодиагностика изучает проявления свойств психики …….. людей.

2. Теоретической основой психодиагностики является ………….. психология.

3. Личность рассматривается как цельная и неделимая сущность, с точки зрения степени выраженности ………...

4. Дифференциальная психология описывает ………….. вариации психологических свойств у отдельных индивидов.

5. Результаты теста выражаются ………… и требуют дальнейшей интерпретации.

6. Внетестовая психодиагностика связана с …………….. выявлением определенного свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях.

Выберите правильный ответ:

1. Психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная:

а) разработке методов познания личности (черт личности, эмоциональных состояний);

б) использованию методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека;

в) изучению закономерностей психического развития личности.

2. Тестовая ситуация в психодиагностике – это:

а) целенаправленное выявление какого-либо свойства личности;

б) контроль за качеством выполнения задания;

в) специально организованное наблюдение за человеком.

3. Психодиагностические методы должны отвечать таким требованиям, как:

а) валидность и надежность;

б) валидность и стандартность;

в) стандартность и системность;

г) системность и надежность.

4. Валидность теста характеризуется:

а) информативностью;

б) адекватностью;

в) четкостью формулировок.

5. Надежность теста подразумевает:

а) постоянство;

б) устойчивость;

в) свободу от случайных погрешностей.

Терминологический словарь: психодиагностика, тестовая ситуация, эталонная личность, психологический тест, тестирование, валидность, стандартность теста, надежность теста, внетестовая психодиагностика.

Темы рефератов

1. Область применения и разновидности психологических тестов.

2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам.

3. Обоснование необходимости использования психодиагностических тестов.

4. Стандарты психодиагностического тестирования.

5. Технология проведения психодиагностического тестирования.

6. Влияние ситуационных переменных на результаты психодиагностического тестирования.

7. Тестовая тревожность.

8. Влияние тренировки на результаты психодиагностического теста.

Список литературы

1. Акимова, М.К. Из истории психологической диагностики [Текст]: учеб.пособие/М.К. Акимов//Под ред. Гуревича К.М. – Бийск, 2006.

2. Глас, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]/Дж.Глас, Дж.Стенли. – М., 2007.

3. Палей, И.М. Методические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании [Текст]/И.М. Палей. – СПб.: Питер, 2007. – С. 52-68.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учеб.пособие/ В.Д.Балин, В.К. Гайда// Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005. – 560с.

5. Психологическое тестирование [Текст]: учеб.пособие/А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 15-60.

6. Шванцара, Й. Диагностика психического развития [Текст]/Й.Шванцара. - Прага, 2005. - С. 137-138.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии [Текст]/М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 2006.

II. ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

2.1. Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя и других в процессе общения

Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психологическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К.Хорни пришла к выводу о том, что люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (темперамент, характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов), общаясь, образуют некое социально-психологическое поле, возникающее при обоюдном восприятии и понимании.

Рассмотрим, что представляет собой общение с психологической точки зрения. Для этого обратимся к Рисунку (он рассматривается и описывается снизу вверх, так как внизу изображена физическая, наблюдаемая «земная» реальность, а выше – представления в головах, «виртуальная» реальность. По тому же принципу в комиксах мысли персонажа пишутся или рисуются, как правило, над его головой, а не под ней) (см. Рис 1.).

На нем схематически изображены персонажи, участвующие в общении. В нижнем ряду находятся реально существующие люди А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению: обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается? Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» – образы самих себя, существующие в реальных А и Б (Я-образы): А-А – это представление А о самом себе, Б-Б – представление о самом себе Б.

Эти Я-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера – Ты-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. А-Б – это образ А в представлении Б, Б-А – это образ Б в представлении А. Ты-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя.

При общении человека из своего Я-образа обращается к имеющемуся у него Ты-образу партнера; это обращение слышит Я-образ партнера и отвечает, тоже имея ввиду имеющийся у него Ты-образ собеседника. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальны люди А и Б, но психологически А-А обращается к Б-А, получает это сообщение Б-Б и ответ направляет к А-Б.

Кроме этих участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще один – незримый третий, объективный внешний фактор: социальная норма, или мнение авторитета (на рисунке сверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю), как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты…». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности межличностного общения – сходные представления о социальных нормах.

Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всём элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией .

При деловом общении интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель, т.е. стремление к достижению какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.

Основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические каналы общения:

ü прямой – то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде, главным образом словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т.п.;

ü косвенный – информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу;

üуправляемый косвенный – сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, «уловка» для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению.

При восприятии другого человека имеют место быть типы установок , влияющие на особенности общения:

ü позитивная – люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним;

ü негативная, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;

ü адекватная – позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:

1.«эффект ореола» - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если о человеке сложилось мнение, что он очень хороший, то его плохой поступок будет восприниматься как случайность. Этот эффект мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, могут прослыть «занудами», «одиночками»;

2.«эффект последовательности» – это влияние слухов о человеке на суждение о нем;

3.«эффект авансирования» - это приписывание человеку несуществующих положительных качеств;

4.«эффект проецирования на других людей собственных свойств» - это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения.

Конечно, общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает широкими коммуникативными возможностями, но не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок и мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами.

Работа специалиста сферы обслуживания предполагает обязательное общение с людьми: коллегами, начальниками, подчиненными и клиентами. В повседневной жизни общение играет немалую роль. Можно сказать, что умение общаться во много определяет и профессиональный, и жизненный успех человека. Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека; «умение общаться – это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. «Врожденный» продавец может продать все что угодно; «врожденному» руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе: его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения, - и вышестоящее начальство относится к нему хорошо. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо «проводит свою линию». И вот «другая сторона» из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного человека превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет. Однако, вопреки распространенному мнению, общительность – далеко не единственное и даже не самое важное для менеджера личностное качество. Большое значение имеют профессиональные знания и навыки, а также особенности мотивации.

Далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако любые способности в какой-то мере можно развить. Каждый человек может найти такую профессиональную «нишу», в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Для того чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнать самого себя.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Взаимодействуя друг с другом, люди образуют ………………………. поле.

2. Участники процесса общения имеют свои …………………. особенности.

3. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические …………….

4. При восприятии другого человека имеют место быть типы …………., влияющие на особенности общения.

5. «Эффект авансирования» - это ……………….. человеку несуществующих положительных качеств.

Выберите правильный ответ:

1. Основной характеристикой делового процесса общения является:

а) эффективный обмен информацией;

б) позитивная эмоциональная атмосфера;

в) наличие нескольких участников.

2. Специфическими каналами общения являются:

а) прямой;

б) косвенный;

в) управляемый косвенный.

3. Специальная область знаний по восприятию человека человеком:

а) социальная психология;

б) социальная перцепция;

в) социальная психодиагностика.

4. Деловое общение характеризуется:

а) наличием цели;

б) предметной договоренностью;

в) стремлением к достижению цели.

5. Эффект ореола – это:

а) приписывание человеку несуществующих качеств;

б) влияние общего впечатления о человеке на его оценку;

в) проецирование на человека своих качеств.

Терминологический словарь: социальная перцепция, деловое общение, каналы общения, типы установок восприятия, искажения восприятия, невербальное общение.

Темы рефератов

1. Особенности социальной перцепции.

2. Вербальные и невербальные средства перцепции.

3. Мимика, жесты: их влияние на эффективность восприятия.

4.Дистанции общения как фактор, обуславливающий особенности восприятия.

5. Социокультурная обусловленность социальной перцепции.

6. New Look Дж.Брунера.

7. Процессы идентификации и рефлексии в процессе общения.

9. Точность межличностной перцепции.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания[Текст]/Г.М. Андреева//Межличностное восприятие в группе. – М., 2007.

2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка[Текст]/А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2005.

3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]/А.А. Бодалёв.- М.: Педагогика, 2005.

4. Жуков, Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия[Текст]/ Ю.М. Жуков//Вестник Московского университета. Психология. –2007. - №1.

5. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции [Текст]/Г.Келли//Современная зарубежная психология. Тексты. – М., 2006.

6. Кемпбелл, Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект [Текст]/Д.Т. Кемпбелл// Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 2006. – С. 76-102.

7. Коломинский, Я.Л.Психология взаимодействия в малых группах [Текст]/Я.Л. Коломинский. – Минск.

9. Резаев, А.В. Парадигмы общения [Текст]/А.В. Резаев. – СПб.: Питер, 2005.

10. Хараш, А.У. Личность в общении [Текст]/А.У. Хараш//Общение и оптимизация современной деятельности. – М., 2006.


Похожая информация.


Визуальная психодиагностика как методика оценки личностных особенностейчеловека, базируется на простейшем принципе: "Человек отражает свой внутренний мир во внешних проявлениях свободного выбора". Прическа, аксессуары, цвета, одежда, машина - все это визуальные признаки, которые маркируют черты характера и свойства личности конкретного человека.

Однако доминанты или, как их еще называют, психотипы - это только особенности личности, при которых отдельные черты характера существенно усилены. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях.

Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить особенности характера — доминанты. Таким образом, в режиме реального времени, без применения психологических тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности собеседника по его поведению, по манере строить общение и также по внешнему виду.

Визуальная психодиагностика дает возможность сделать высокодостоверный прогноз поведения вашего объекта наблюдения, будь то кандидат на должность, сотрудник, партнер или клиент.

Свои названия доминанты получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности. Говоря о доминантах, мы, в отличие от психиатров, имеем в виду только психологическую норму, а если быть еще более точным, выраженные черты в рамках нормального рисунка личности обычного человека.

Визуальная психодиагностика помогает "нормальным" людям лучше понимать друг друга и быстрее находить общий язык.

Визуальная психодиагностика личности - 8 психотипов:

  1. Паранойяльный психотип (Целеустремленный).
  2. Истероидный психотип (Демонстративный).
  3. Эпилептоидный- застревающий психотип.
  4. Эпилептоидный-возбудимый психотип.
  5. Шизоидный психотип (Странный).
  6. Гипертимный психотип (Жизнерадостный).
  7. Эмотивный психотип (Чувствительный).
  8. Тревожный психотип (Боязливый).

Паранойяльный психотип (целеустремленный)

Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению ("Одно мое, другое неправильное…"), что часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегать проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели.

Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: "Кто не с нами, тот против нас". Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльной доминантой не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности.

Одежда: Для людей паранойяльного психотипа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время и стиль "милитари" в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары "к месту".

Мимика: Властная, уверенная.

Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.

Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых,во-вторых, в-третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.

Модель позитивного общения: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в-третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженной паранойяльной доминантой прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать важность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.


Истероидный психотип (демонстративный)

Истероидная доминанта способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них - театр, а окружающие - зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость.

Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность информации или несоответствие фактов. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и "несостыковки" сами проявятся. Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый тип нервной системы.

Одежда: Часто "вызывающая", либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и ярким макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Мимика: Все эмоции на лице людей с преобладающей истероидной доминантой выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.

Жесты: Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы.

Речь: Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.

Модель позитивного общения: С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающей истероидной доминантой раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.



Эпилептоидный психотип (застревающий)

Одна из разновидностей людей с преобладающей эпилептоидной доминантой - эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек ригиден, плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок.

Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида: "Мой дом — моя крепость". Контакты, как правило, устанавливаются застревающими плохо. Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Также застревающие исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и, в случае необходимости, пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир - это семья.

Одежда: Практичная и удобная. На работе классическая одежда, в быту предпочитает кэжуал.

Мимика: Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны.

Жесты: Четкие, выверенные.

Речь: М едленная, вялая.

Модель позитивного общения: Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть "свой" интерес, тогда сотрудничество Вам обеспечено.



Эпилептоидный психотип (возбудимый)

Данная особенность людей с ярко выраженной эпилептоидной доминантой (возбудимость) определяет категорию жестких и жестоких людей. Они могут заниматься спортом или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны. Такие люди предпочитают короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в борьбу. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим.

Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип "Я выполнял приказ…". В средствах достижения целей возбудимые неразборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу "Не грузи…". Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это слабый тип нервной системы.

Одежда: Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.

Мимика: Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.

Жесты: Тяжеловесные, подчеркнутые участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.

Речь: М едленная, жесткая.

Модель позитивного общения: В общении с таким психотипом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом, желательно не провоцировать возбудимого эпилептоида на необдуманные действия. Либо в случае "срыва" собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение "дружить против…".



Шизоидый психотип (странный)

У людей с шизоидной доминантой собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это - ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной и неординарной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гротескные, местами неловкие, внешне угловатые. Тип нервной системы у таких людей слабый.

Одежда: Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и "пестрить" неожиданными деталями. В отличие от истероидной доминанты, у шизоидов нет четкого "образа".

Мимика: Характерный взгляд "мимо собеседника в никуда…" и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).

Жесты: Также угловатые, несогласованные и неловкие.

Речь: Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.

Модель позитивного общения: Учитывая интровертированность доминанты, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить, ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.



Гипертимный психотип (жизнерадостный)

Гипертимная доминанта характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Гипертимная доминанта отличается гибкостью и быстрой переключаемостью с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный тип нервной системы.

Одежда: Универсальная, удобная, не сковывающая движений.

Мимика: Живая, жизнерадостная, энергичная.

Жесты: Бодрые, быстрые. В движениях гипертим - непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.

Речь: Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию.



Эмотивный психотип (чувствительный)

Эмотивная доминанта характерна категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать окружающим. В разговоре обычно внимательно слушают и проявляют понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, сериалы, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают переживания. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый тип нервной системы.

Одежда: Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.

Мимика: Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «влажных глаз».

Жесты: Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себе руки.

Речь: Тихая. Эмотивы больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и рекомендуется найти общие интересы.


Тревожный психотип (боязливый)

Для людей с выраженной тревожной доминантой характерна повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед началом работы ежедневно пьют кофе "чтобы вработаться"). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип "Семь раз отмерь, один отрежь". Слабый тип нервной системы.

Одежда: Неяркая и закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.

Мимика: Слабая, неуверенная.

Жесты: Самоуспокаивающие, тревожные, часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо "сорваться" с места и бежать.

Речь: Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.

Модель позитивного общения: Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, что ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с "тревожными" - подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.


При необходимости диагностирования доминанты личности следует помнить, что доминанты - это лишь усиленные черты характера. Данные характеристики описывают "идеальные" категории особенностей личности. В реальности, у индивида чаще всего выражены несколько доминант (две или три доминанты), но их выраженность может быть "размыта", так как человеку присуща не одна модель поведения, а несколько. Опираясь на данную методику, диагност может предполагать, какая модель поведения наиболее соответствует успешному взаимодействию в конкретной ситуации с определенным психотипом. Для этого, во избежание ошибочных оценок, стоит всегда возвращать себя к мысли о том, что внешность бывает обманчива, как и слова. Поэтому прогноз по поступкам чаще оказывается более качественным.

YouTube канал Артема Павлова.

Объект социальной перцепции (объект наблюдения) - это автор сообщения, которое принимает, интерпретирует наблюдатель (субъект). Социальные психологи уже давно исследуют характеристики внешности и поведения, которые являются наиболее важными с точки зрения восприятия и понимания.

В момент восприятия человек наблюдаемой является для субъекта наблюдения некоторой совокупности социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Эти признаки, которые иногда называют "перцептивными крючками", является для данного человека определенным социальным шрифтом. Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, - сосудистыми, дыхательными, секреторными; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками на кистях, пальцах и другими природно-биологическим признакам.

Визуальная психодиагностика исследует все внешние выявления вида и поведения человека с целью изучения ее личностного смысла. Визуальная психодиагностика (срок введен украинским психологом В. щеки ним в 1989 г..) Является сугубо прикладным знанием, которое особенно необходимо специалистам, работающим с людьми, для диагностики их личностных, индивидуально-типических и профессионально важных качеств.

Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, необходимость широкого воплощения прикладной психологии в различные области общественной деятельности предусматривает возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом и др.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет долгую историю. Еще с давних времен, например, определенному типу построения тела приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить ее психологическую сущность.

Физиогномика (от греч. Physis - природа, gnomon - знающий) разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека свойствами его характера, способностями и талантами. Физиогномика возникла в древние времена. Основателем считается Пифагора, ею занимался Аристотель. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя ее характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - боязливость, волосы твердое, как у львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала физиогномична система Плохая Кас-пера Лафатера, который считал основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и и др.

Австрийский врач Ф.И. Галь создал Френология - теорию, в которой пытался систематизировать и развить дальше знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа. Результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в трудах Ч. Дарвина ("О выражении чувства", 1872), В. Бехтерева ("Объективная психология", 1910), которые утверждали, что психология должна изучать не только явления сознания и бессознательного, но и внешние проявления деятельности человека, поскольку они являются выражением его психики.

В глубине тысячелетий кроются источники хиромантии- учение о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантии знали в древнем Китае и Индии, а также в Греции и Риме задолго до нашей эры. Сейчас существует даже современная название- дерматоглификой, которая изучает узоры на ладони человека. ее данные используются в криминалистике, медицине, генетике, психологии, психогенетике т.

В 1965 году под руководством академика Б. Ананьева в Ленинградском университете проводилось комплексное исследование абитуриентов. Наряду с измерениями тела молодых людей, включая массу тела, рост, размеры головы, рук и др., Фиксировали рисунок ладони и пальцев рук. Естественно, у абитуриентов, как и в любой нормальной человека, когда им предлагают сделать отпечатки пальцев, возникал вопрос: не будет ли это использовано во вред? Исследователи, конечно же, успокаивали наиболее подозрительных, объясняя, что это никак не связано с фактом приема в университет, а имеет научный интерес. Но даже простое наблюдение психологов по абитуриентами в момент "снятия кожных показаний" проявляло различия в их поведении. Одни вели спокойно, не суетились, у них не прелой руки, не расширялись зрачки. Другие проявляли заметное беспокойство, вплоть до отказа снять отпечатки пальцев. В результате наблюдений за поведением абитуриентов в момент снятия отпечатков пальцев и одновременной фиксации кожных узоров пальцев рук исследователи увидели связь между этими, казалось бы, такими далекими особенностями человека. Действительно, какая может быть связь между стрессоустойчивость и типом кожного узора на пальцах?!

Примерно через год (в 1966 году.), Когда обработка данных подошло к концу, появилась книга ТИ. Гладковой "Кожные узоры ладони и ступни обезьяны и человека". В ней представлено достаточно большой статистический материал о характерных чертах пальцевых узоров у народов всех частей света. Например, у бушменов преобладает пальцевый узор, очень редко случается у других народов. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим типичные пальцевые узоры.

Чаще всего случается пальцевый узор в виде "петель". Немного реже - "спиралей". Реже - узор, называется "дугой".

Когда были обработаны данные исследований, то оказалось, что у лиц с сильной уравновешенной нервной системой доминируют петли, сильной, но не вривноваженои- спирали. Дуга наблюдалась только у владельцев слабой нервной системы.

В процентном отношении это выглядит так: холерик имеет более 50 процентов спиралей (остальные - петли); сангвиник - более 50 петель (остальные - спирали) флегматик - все петли; меланхолик - хотя бы одну дугу, и чем их больше, тем слабее нервная система, и значит, ниже работоспособность человека.

Установлено также связь угла, образованного на ладони тремя трирадиус, с умственными способностями человека. Один трирадиус - "а" - находится в основании ладони, а "в" и "с" - в основе указательного пальца и мизинца (см. Рисунок).

Если угол, образованный трирадиус "в" - "а" - "с", находится в пределах от 33 ° до 57 °, то можно не переживать за свои умственные способности. Но если угол меньше или больше этого диапазона, значит, интеллект надо развивать. Правда это на сто процентов, пока сказать трудно, ведь психогенетика только развивается.

Не менее древнюю историю имеет астрология, которая разрабатывала планетарную и зодиакальную типологию человека, а также графология, которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида. Исследование связи между внешними признаками человека и его психологическими характеристиками в истории развития знаний осуществлялись двум направлениям: первое направление ставил целью на основе внешних признаков выявить психологическую сущность, второй - на основе внутренних свойств (в частности психологических) выделить типы личности, которые отличаются внешним признакам.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология - это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека выявить Ее психологическую сущность.

На рубеже XIX и XX вв. под влиянием антропологов, которые обратили внимание на различия в строении тела, а также психиатров, увидели индивидуальные различия в склонностях к психическим заболеваниям, концепция связи между телосложением и типологическими особенностями человека получила дальнейшее развитие, в частности у французского врача Клода Ciro, который в зависимости от преобладания в организме одного из основных систем (дыхательной, пищеварительной, мускульной или мозговой) выделил соответствующие им телосложения. Эти взгляды осуществили существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших распространение в психологии индивидуальных различий.

Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, сопровождающими эмоции- сосудистой, дыхательной, секреторным; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками кисти, пальцев и другими природно-биологическим признакам.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет длительную историю. Еще с давних времен, например, определенному типу телосложения приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Наиболее систематизированная одна из таких типологий представлена в "Трактате о человеческой физиономию" Эжена Ледо (1815), в котором описаны пять основных типов телосложения и дано их психологические характеристики. В основе этой типологии лежит утверждение, что строение тела человека отвечает, в основном, пяти геометрическим фигурам: четырехугольнике, колу, овала, треугольника, конуса. По мнению Э. Ледо, каждый тип включает в себя скрытые способности, инстинкты и эмоции, которые приводятся в действие либо остаются в бездействии в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Так, несоответствие между типом и темпераментом порождает внутренние конфликты, из-за чего появляются противоречия в чувствах, пожеланиях, поступках, проявляющееся в чудернацтвах характера.

Конституционный типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (телосложения).

1-й тип телосложения - астеник - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом;

2-й тип телосложения - пикник - человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее;

3-й тип телосложения - атлетик - человек с выраженной мускулатурой, пропорциональной крепким телосложением, широким плечевым поясом;

4-й тип статури- дипластик- человек с неправильным телосложением.

К выделенным типов строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеник - он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, тяжело приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, "люди, которые тонко чувствуют", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные, в них происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"), настойчивый, последовательный, неприхотлив, вынослив. Обратная сторона этих преимуществ недостаток доброжелательности, приятного природного человеколюбия, их можно разделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты; 2) деспоты и фанатики; 3) люди холодного расчета.

Пикник- его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах, "веселые болтуны", спокойные юмористы, сентиментальный тихоня, беспечные любители жизни, активные практики. Среди них можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои; 2) живые организаторы крупного масштаба; 3) примирительные политики.

Атлетики - они бывают двух видов: энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные или маловразливи, со сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления.

Абсолютно "чистых" типов телосложения меньше, чем смешанные. Каждый из выделенных в приведенных классификациях типов личности можно фиксировать и на основе морфологических признаков. Классификация психологических типов К. Юнга было положено в основу со-ционикы. В визуальном плане, по данным социоников, наль ность-иррациональность лучше наблюдается в профиле лица.

Рациональные профили резче очерчены, более угловатые, выделяются отдельными деталями или их совокупности (линия носа, носогубной морщины, подбородок, надбровных дуг и др.); "иррациональные" - имеют более мягкие и плавные линии профиля лица.

Интуитивные типы, как правило, имеют высокий лоб, слабо очерченный, или небольшое треугольное подбородок; их лица напоминает скорее овал, чем круг.

Сенсорные типы - круглолицые, подбородок упругое, а лоб, если и высокий, то скошенный назад.

Мыслительных и эмоциональный типы различаются по активности верхней и нижней частей лица. Первый манипулирует больше верхней частью (морщит лоб, раскрывает и щурить глаза), а второй - нижней (улыбка, зубы, щеки). Мыслительные типы более "костлявые", в эмоциональных - преобладает бриошина и низ грудной клетки, в сенсорных - мышечная масса тела (лучшие культуристы, штангисты, борцы, как правило, относятся к сенсорному типа). Интуитивные типы имеют среди всех длинные ноги, им также морфологически более свойственны длинные пальцы рук и длинная шея.

Не менее важное значение в визуальном общении масс специфическая знаковая система, которая изучается наукой кинесика. Шведский исследователь К. Бердвистл предложил выделить единицу телодвижений человека - кон (греч. Кипета - движение), или кинему (аналогично фонеме в лингвистике). С кинив образуются кинемор-фи (нечто вроде фраз), которые и воспринимаются в ситуации общения. На основе предложений Бердвистла было создано вроде "словаря" телодвижений, даже появились работы о количестве кинив в разных национальных культурах. С целью определения "сетки" основных зон человеческого лица, тела, рук и т.д. Бердвистл разделил все тело человека на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела, нижняя часть тела.

Смысл построения словаря в том, чтобы единицы - кины, были привязаны к определенным зонам тела тогда и запишутся в телодвижениях. Подобный вариант был предложен для записи выражения лица, мимики. В литературе определено более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы их классифицировать, исследователь П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же: лицо условно делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и участок носа, рот и подбородок). Далее выделяются шесть основных эмоций, которые чаще всего выражаются с помощью мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, печаль. Фиксация эмоции соответствующей "зоны" позволяет определить более или менее правильно мимические движения. Эта методика распространена в медицинской (Патопсихологические) практике.

Знание внешних признаков человека, их связь с другими особенностями личности очень необходимо психологу, врачу, менеджеру, актеру вообще каждому специалисту, деятельность которого связана с общением с людьми. Распознавание индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия, как уже отмечалось, имеет большое значение в невербальной коммуникации. Поэтому неудивительно, что и современная наука проявляет большой интерес к исследованиям "языка тела".

Так, современный российский исследователь И. Стернин подает систему наиболее типичных поз и жестов, свидетельствующих о внимании или невнимание вашего собеседника (аудитории).

О внимании к говорящему можно говорить, если:

взгляды слушателей направлены к тому, кто говорит;

положения тела - корпус наклонен в сторону говорящего; слушатель подвинулся на краешек стула, чтобы быть ближе к нему;

наклон головы в сторону - признак заинтересованности. О невнимании свидетельствует следующее:

взгляд слушателя направлено в сторону;

Тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и ровно стоят на полу (такая поза часто имитирует внимание)

Голова не наклонена, слушатель держит ее прямо, позвоночник выпрямлен;

Слушатель делает такие движения: председатель выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - это свидетельствует о потере мысли, потерю внимания;

Тело приобретает позы, направленной в сторону выхода;

Ноги вытянуты вперед и перекрещенные, тело отброшено назад, голова опущена вперед (часто означает несогласие)

Председатель подкрепляется всей ладонью;

Автоматическое постукивание конечностями (пальцы рук, ноги) или каким-то предметом (колпачком ручки и т.п.) по полу или поверхности стола; это выражение нетерпения, причем чем быстрее темп постукивания, тем нетерпение более;

рисование на бумаге посторонних предметов;

застылость глаз, немигающий взгляд (имитация внимания)

легкое поглаживание носа;

крепко сцепленные руки;

поглаживание шеи (у мужчин);

поправления прически, покачивания ногой, поиски чего-то в сумочке (у женщин);

рука касается уха и опускается вниз; или - губ и опускается вниз (скрытое желание возразить, перебить)

застегивание пиджака (у мужчин).

При интерпретации того или иного жеста следует принимать во внимание многие факторы: национально-культурные традиции, возраст человека, физиологическое состояние и тому подобное. Но если невербальные моменты противоречат тому, что человек говорит, то стоит верить именно им, а не словам.

Итак, 80% успеха в общении обеспечивает хорошо развита психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности. Источником информации об этом служит внешность партнера по общению, его речь, поведение и особенно поведение невербальная.

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. При кратковременных контактах обычно следует базироваться на сложившиеся стандарты восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между ними, мы приписываем ему одновременно и множество других качеств, что, по нашему опыту, конечно случаются у людей такого типа. Здесь необходимо использовать целую систему коррекции своих оценок.

Методы визуальной диагностики являются важным источником информации о состоянии внутренних органов животного, часто без их применения окончательная постановка диагноза не возможна.

Постановка диагноза в ветеринарии процесс не простой и очень трудоемкий. При возникновении первых признаков недомогания у питомца, внимательные владельцы сразу обращаются к ветеринарным специалистам.

На приеме доктор подробно опрашивает владельцев о признаках заболевания, проводит полный осмотр пациента и берет анализы крови, мочи и кала. Все эти исследования дают весьма ценную информацию о состоянии пациента, на их основании ветеринарный врач ставит предварительный диагноз. Для уточнения диагноза большую роль играют дополнительные методы визуальной диагностики:

    УЗИ- диагностика,

    ЭХО-кг (эхокардиограмма),

    ЭКГ (электрокардиография),

    Рентгенодиагностика,

    КТ-диагностика и МРТ-диагностика,

    Эндоскопические методы диагностики.

УЗИ-диагностика

Ультразвуковая диагностика применяется для оценки состояния внутренних органов и тканей, выявления патологических изменений в них, нарушение кровообращения. При помощи данного метода могут быть исследованы все внутренние органы животного, их структура, размеры, анатомия.

Также производят УЗИ сердца, суставов, структур глаза, сосудов и сухожилий. Достоинством данной методологии является ее техническая простота и безопасность для здоровья животного, этот метод может быть применен даже для ослабленных и беременных животных.

При помощи УЗИ мы можем исследовать все органы брюшной и тазовой полостей (желудок, кишечник, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, почки, яичники, матку, простату и мочевой пузырь). Это является очень полезным при проведении дифференциальной диагностики болезней брюшной полости.

Отдельно стоит упомянуть о применении УЗИ для диагностики беременности у собак и кошек. Учитывая малую инвазивность и высокую диагностическую достоверность данного метода исследования, он может быть многократно применен как для выявления беременности, так и для ее ведения.

ЭХО-кг

Эхокардиография - это один из видов УЗИ исследования, при котором происходит обследование структуры сердечной мышцы и клапанного аппарата. При помощи данного исследования ветеринар-кардиолог может выявить наличие пороков в сердечной мышце (ГКМП- гипертрофическая кардиомиопатия, ДКМП- дилятационная миопатия), клапанном аппарате (недостаточность митрально клапана, клапанов аорты, легочной артерии и стриктуры атриовентрикулярных отверстий).

Проведение данного исследования является обязательным компонентом полного кардиологического обследования, у кошек ЭХО-кг применяют для скрининга перед оперативным вмешательством.

ЭКГ

ЭКГ (электрокардиография) это диагностическое исследование, направленное на оценку электрической активности сердечной мышцы. Его применяют при диагностике кардиологических патологий у собак и кошек. Именно проведение электрокардиографии позволяет обнаруживать наличие нарушений в проводниковой системе этого уникального органа. Сердце состоит из поперечно - полосатой мускулатуры, работа его основана, как и всякой мышечной ткани на электрических импульсах, но в отличие от остальных мышечных органов, регулируемых центральной нервной системой, сердечная мышца имеет самостоятельную электрическую активность.

Многие заболевания сердца у собак и кошек могут быть как следствием нарушения его электрической активности, так и их причиной. ЭКГ это самый информативный метод выявления проблем электрической сердца. Без проведения данного исследования не возможно всестороннее обследование функции сердца и назначения правильного лечения.

Рентгенодиагностика

Рентгенологическое исследование - универсальный диагностический инструмент в ветеринарной терапии и хирургии. Благодаря рентгену можно выявить нарушения костных структур как конечностей, так и черепа с позвоночником. Кроме этого, рентген применяют для диагностики кардиологических патологий, болезней легких, трахеи, внутренний органов.

Особенное значение в ветеринарной диагностике имеют рентгенологические исследования с контрастным веществом (инородные тела в желудочно-кишечном тракте, контрастная урография, контрастная миелография и т.д.).

Компьютерная томография (Кт), МРТ-диагностика

Неинвазивные методы диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, позволяющая проведение тонкой послойной диагностики внутренних органов. В отличие от рентгеновского исследования проведение КТ и МРТ требует обязательной седации (введение в медикаментозный сон) животного, что значительно снижает частоту применения данных методов, но не снижает их диагностической ценности, часто это является единственным способов диагностики патологий головного мозга.

Эндоскопические методы диагностики

Эндоскопия часто применяется как для диагностики, так и для лечения. Суть эндоскопической техники заключается во введении в естественные внутренние полости организма эндоскопического оборудования для диагностики и/или лечения. Это позволяет без обширных хирургических вмешательств получать доступ в весьма труднодоступные область организма собак и кошек.

В желудок доступ производится через ротовую полость и пищевод, бронхи и трахею можно осмотреть при введении эндоскопа через ротоглотку, мочевой пузырь доступен при введении эндоскопа через уретру. Отдельно применяется методика лапароскопии – инвазивный метод ревизии органов брюшной полости без нанесения обширных хирургических ран.

В ветеринарной городской поликлинике «VetState» мы рады предложить Вам полный спектр ультразвуковой диагностики:

    УЗИ брюшной полости собак и кошек,

    УЗИ почек,

    УЗИ печени,

    УЗИ кишечника,

    УЗИ простаты,

    УЗИ матки и яичников

    ЭХО-сердца,

    А так же ЭКГ, измерение артериального давления у собак и кошек. Прием производится по предварительной записи.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...