Анализ образа анны карениной. В чем суть трагедии Анны Карениной (по роману Льва Толстого "Анна Каренина") Анализ отрывка из анны карениной

Анализ романа "Анна Каренина" Л. Толстого

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н.А.Некрасов.

Роман «Анна Каренина» одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман . В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный . Все слои органично вписываются в канву сюжета. Такая многоплановость также показывает черты романа-эпопеи, характерные и другим произведения Льва Толстого.

Роман пропитан духом своего времени . Читатель попадает на балы и светские салоны, знакомится с делами высокопоставленных лиц и чиновников, встречает идеи и вопросы, волновавшие общество. В романе также описывается жизнь простых крестьян и рабочих.
Роман построен на двух основных линиях - обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени(раскрытой через историю Анны, Каренина и Вронского) а также изображения патриархально - усадебного уклада жизни(история Левина и Кити).

Главной идеей романа стала «мысль семейная». На примерах судеб своих героев Толстой показывает примеры счастья и несчастья в семье и браке. Проблематика произведения - это вопросы о браке, любви и семье, рассматривает в связи с самыми разнообразными сторонами современной героям действительности, времени,когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев. По ходу произведения каждый персонаж не только раскрывает свой характер, но и меняется,развивается. Автор преподносит читателю множество своеобразных средств и приемов, таких как «внутренний монолог» и « психологический комментарий». С их помощью удается с особенной глубиной раскрыть внутренний мир героев.

Тема романа - это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Роман « Анна Каренина» давно признан классикой русской литературы. Великий автор сумел соединить в романе множество судеб, сохранив при этом композиционную и художественную целостность, с тонкостью искусного психолога передать драматизм судеб героев, их переживаний и конфликтов.

Проблематика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Семья, брак (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой) поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему »).

Взаимоотношения родителей и детей (право женщины / мужчины в жизни за движениями своей души или долг перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани.)

Место человека в обществе.

Смысл бытия.

Жизнь и смерть.

Обязанности и ответственности.

«Анна Каренина» начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях.

Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар:
Анна + Каренин
Долли + Облонский
Китти + Левин
Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья?

Семья «неправильная»:

Семья Анны и Алексея Карениных : построена из расчета, без любви. Муж старше на 20 рокив.

Семья Анны и Вронского : построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе, осуждается. Становится бременем для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, Долли вынуждена мириться

Семья «правильная»:

Семья Левина и Кити : основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь

Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное - нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.

Во внешне гармоничной семье Левина и Китти т оже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия. Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию. Поэтому семейная трагедия Анны Карениной - это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени.

В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности. Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян. Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.

Особенность композиции романа в том, что в центре него - две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга. Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.

Выделим образные центры в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”:

Анна - Левин. Их объединяют желания, которые окружающим непонятны, и из-за этого они оба страдают.
Анна - Анна. С одной стороны - Анна с любовью - жалостью к мужу, с другой - с любовью - страстью к Вронскому. Общего между ними то, что ни в одном из случаев Анна не обманывает, для нее любовь и ложь несовместимы.
Долли - Кити. Их объединяет то, что они обе несчастны, хотя у обеих внешне счастливый брак. Долли несчастна из-за измены мужа, но ее несчастий никто всерьез не воспринимает, а Кити не понимает Левина, его устремлений.
Стива - Анна. Их также объединяет внешне счастливые браки и внешнее соблюдение приличий и правил общества. Разница в том, что Облонский эти правила принимает, живет по ним, а Анна нарушает, поскольку не может жить, обманывая себя.

И Каренин, и Анна были сиротами , не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию крепких собственных семей. Большое значение имело также развито не слишком развито чувство долга и многие другие факторы.

Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого

Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).

Второй прототип героини Л. Н. Толстого - Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели - она кинулась под товарный поезд.
Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.
«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Анна Каренина - светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

«Противоречивый образ Анны Карениной»

Краткий пересказ, краткое изложение содержания - переходи по ссылке.


На сегодняшний день существуют сотни интересных произведений. Мы с удовольствием их читаем, наблюдаем за главными героями. Но, зачастую, этого недостаточно. Вникая в новую историю, хочется почувствовать нечто новое. То, что заставит нас задуматься над важными вещами. Одним из таких шедевров по праву может называться роман Толстого «Анна Каренина».

Анализируя данное произведение, хотелось бы начать с самого автора. Ведь идея, сюжет, композиция, - все это зарождается в личности, которая жаждет донести нам что-то особенное. Весь роман передает нам переживания Толстого. На протяжении 50-60-ых годов автор задумывается над такими вещами, как смысл и цель жизни, судьба народа, жизнь и смерть, любовь, счастье, семья.

Так что не удивительно, почему, начав писать в 70-ых годах свой новый роман «Анна Каренина», он старался передать все свои мысли читателю.

Итак, в чем же суть произведения? Какую идею заложил автор? В первую очередь, хотелось бы заметить, что данный роман – это отнюдь не рассказ о семье. Об этом мы можем судить, рассматривая отношение критиков к Толстому. Первая волна отзывов была положительной. Ведь все считали, что данное произведение будет описывать дворянскую жизнь и говорить о «вечных» приданьях старины. Но чем больше глав выходило, тем большим становилось огорчение критиков. Что же так сильно не понравилось им в романе?

Ответ прост. Это та правдивость, с которой Толстой говорил о жизни в России. Их напугало то, как он проливал свет на самые потайные уголки дворянского общества. Вместо того чтобы восхищаться им, он открывал всю правду. Автор говорит и об аристократии, и о бюрократии. Дает характеристику интеллигенции, капиталистам и крестьянам. Мы видим, что Толстой открывает абсолютно все стороны жизни того времени.

Центральное место в романе занимает дворянство. Оно описывается очень реалистично. Толстой не боится показывать недостатки своего класса. Часто, даже использует сатиру. Идейно-тематический замысел автора – сравнение здоровой патриархальной среды с моральными принципами и развращенное светское общество, которое давно опустело внутри.

Далее хотелось бы обратить Ваше внимание на особенности композиции романа. Начинается он с интересной фразы: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Смысл ее в том, чтобы показать, как происходит разрушение в семье.

Весь роман состоит из анализа трех семейных пар: Анна и Каренин, Долли и Облонский, Кити и Левин. Рассматривая каждую семью, автор так и не смог сделать окончательный вывод и дать ответ о том, что же нужно делать, чтобы жить счастливо.

В первой паре мы видим, что Долли сделала все, для того чтобы ее семья была счастлива. Она посвятила всю себя мужу и детям. Но это не помогло. Облонский постоянно изменял, считая это обычным делом и не видя ничего предосудительного. Жена, хоть и все знала, не хотела рушить семью. Она была готова пожертвовать своим счастьем ради детей. Здесь Толстой показывает, что в семье часто каждый живет по-своему. Люди, соединив свои сердца, так и не научились быть одним целым.

В другой паре Левина и Китти тоже нет той семейной идиллии, о которой так мечтает каждый. Здесь они действительно любят друг друга, но такие отношения мешают им найти смысл жизни. Как будто какой-то замкнутый круг.

В романе также упоминаются семьи матери Вронского и княжны Бетси. Автор открывает всю правду жизни аристократов. Он говорит о том, что богачи забыли, что такое настоящие семьи.

Сразу за ними идет описание семьи из народа. Здесь еще осталось некоторые моральные ценности. Но, даже в этом мире, где деньги не испортили людей, есть место для лжи, лести, обмана и лицемерия. Толстой говорит о жизни, не скрывая ничего. Он описывает, как духовная гниль разрушила все те моральные принципы, которые так важны.

Композиция романа – это переплетенные судьбы Анны Карениной и дворянина Левина. Именно они являются главными героями. Их жизни в конце сталкиваются, но это никак не меняет печальную развязку.

А теперь, хочу обратить Ваше внимание на сюжетную линию романа, а также главную героиню Анну Каренину.

Анна Каренина – это жена богатого сановника в Петербурге. Ее образ выделяется среди других. И в этом, не только те прекрасные черты, которыми ее наделил автор, но и глубокая одухотворенность. Именно через ее размышления мы видим, что в светском обществе не хватает глубины. Она не ничего не чувствует к мужу, который является ярким представителем тех людей, которые в работе и деньгах стали черствыми и слишком рассудительными.

Жажда к чистому дала ей сил бросить мужа, сына, положение. Она смогла перейти к Вронскому. Но как только в нем стали охлаждаться чувства, нежная душа Анны задумывается о смерти: «Я хочу любви, а её нет, - думает Анна.- Стало быть, всё кончено». Во всех поступках Анны мы видим, что эта та женщина, которая руководится только чувствами.

Второй главный герой романа – это Алексей Вронский. Описать его можно следующей цитатой: «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем - очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый... он и образован, и очень умён». Вронский – это типичный представитель своего положения. Но, встретив Анну, он переоценивает свою жизнь и находит в ней много недостатков. Конечно, все его действия так и не смогли дать ему то, чего он хотел. Самоубийство Анны только усилило в нем пустоту. Он сам начинает задумываться над смертью.

Во многом все беды связаны именно с общественным положением героев. Толстой показывает, что все те интриги и сама жизнь богачей, не дает счастья.

Алексей Каренин, который является представителем бюрократического аппарата, описан с большой сатирой. Так автор высказывает свое отношения к этой системе.

Противоположным героем всему богатому обществу представлен Левин. Он активно показывает, как ему надоела эта жизнь с ложью и развратом. Он очень близок к народу. Он истинно верит, что только такая жизнь может подарить счастье. Даже думает о том, чтобы жениться на девушке из народа. Но он так и остался барином. Пытаясь наладить отношения с крестьянами, он не берет во внимание один факт, который просто рубит все с корнем. Это неравенство классов, которое в то время все решало. Образ Левина очень важен. В нем мы можем увидеть самого автора, который также в 70-ые года пережил серьезный нравственный кризис.

Толстой в этом романе не просто лицо, которое поведало нам о жизни дворянства. Это и философ, и моралист, и реформатор. Он поставил перед людьми несколько очень важных вопросов, на которые старался ответить. Через Левина, он показал, как сам искал смысл.

Анна Каренина – светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами – пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна – свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

Анна Каренина Предстает в романе как окончательно сло­жившаяся личность. Трактовки ее образа в литературоведении чаще всего соотносятся с тем или иным пониманием смысла эпиграфа и меняются в зависимости от исторически изменяю­щегося отношения к роли женщины в семейной и обществен­ной жизни и нравственной оценки поступков героини. В со­временных оценках образа героини начинает преобладать тра­диционный народно-нравственный подход, согласующийся с толстовским пониманием нравственного закона, в отличие от недавнего безусловного оправдания Анны в ее праве на сво­бодную любовь, выбор жизненного пути и разрушение семьи.

В начале романа Анна- примерная мать и жена, уважае­мая светская дама, жизнь которой наполняют любовь к сыну и преувеличенно подчеркиваемая ею роль любящей матери. После встречи с Вронским Анна осознает в себе не только новую пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нра­виться, но и некую неподвластную ей силу, которая независи­мо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницае­мой броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в гла­зах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и преле­стное».

Несмотря на цельность характера, доброту, спокойствие, мужество и настоящее благородство, Вронский- неглубокий человек, практически лишенный серьезных интересов и от­личающийся типичными для светской молодежи представ­лениями о жизни и отношениях к людям, когда искренние поступки и чувства, целомудрие, крепость семейного очага, верность кажутся смешными и устаревшими ценностями. Впечатление от встречи с Анной действует на Вронского, как стихия, но постепенно его чувство превращается в любовь. Нечто стихийное и ужасное, независимое от разума и воли, есть во Вронском и для Анны: первое знакомство во время траге­дии на железной дороге (ее образ приобретает в романе опре­деленный символический смысл как роковой знак времени; мотив смерти и железа сопровождает сюжетную линию героев с момента первой встречи), внезапное возникновение из тьмы и метели по дороге в Петербург, что прямо соотносится с древ­ними мифическими представлениями о «чертовой свадьбе» или пляске (по А.Н. Афанасьеву).

Постепенно искренняя и ненавидящая всякую ложь и фальшь Анна, за которой в свете прочно укрепилась репутация мораль­но безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом. Под влиянием встречи с Вронским резко меняются ее отношения со всеми ок­ружающими: она не может терпеть фальши светских отноше­ний, фальши взаимоотношений в своей семье,(но существую­щий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше и дальше к падению. После неоднократно проявленного Каре­ниным по отношению к ней великодушия Анна начинает не­навидеть его, больно чувствуя свою вину и сознавая его нрав­ственное превосходство. Она привыкла видеть в муже лишь «министерскую машину».

Однако образ Каренина не так однозначен. Увлечение Ан­ны непосредственно сказывается и на его жизни. Каренин был преуспевающим чиновником, постоянно поднимавшимся по служебной лестнице, уважаемым в обществе за честность, по­рядочность, трудолюбие и справедливость. По мере развития и углубления семейного разлада герой переживает настоящую трагедию, душевное смятение, то поднимаясь до сострадания и прощения жены, то втайне желая ее смерти. Вначале он по привычке пытается найти разумное решение всех вопросов, но постепенно становится смешным в глазах света, колеблется в своих решениях, теряет служебный престиж, замыкается, постепенно утрачивает свою волю, попадая под чужое влияние.

Окончательный разрыв с мужем не приносит счастья и самой Анне, пытавшейся найти его в союзе с Вронским, в поездке в Италию, жизни в Москве и в имении. Новая жизнь приносит ей лишь унижения, как во время посещения театра, и осозна­ние глубины своего несчастья прежде всего от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Ничто не может изменить двусмысленности ее общественного положения, постоянно уг­лубляющегося душевного разлада. Постоянно чувствуя свою зависимость от воли и любви Вронского, Анна постепенно ста­новится раздражительной, подозрительной, привыкает к ус­покоительным лекарствам с морфием. Постепенно она прихо­дит к полному отчаянию, мыслям о смерти, желая тем самым наказать Вронского и остаться для всех не виноватой, а жал­кой, и, наконец, к самоубийству. Начавшееся на железной до­роге знакомство с Вронским, история любви, развивающаяся параллельно с осознанием Анной своей вины (во многом под впечатлением кошмарных сновидений, в которых ей и Врон­скому виделся страшный мужик с железом), гибель под коле­сами поезда замыкают символический круг жизни главной ге­роини-ее свеча гаснет.

Не осуждая Анну, Толстой предостерегает от этого и чита­теля, но в оценке ее жизни, поведения, выбора стоит на тради­ционных глубоко нравственных народных позициях, согла­сующихся не только с религиозно-этическими, но и с поэтиче­скими представлениями народа. В сюжетной линии героини он выявляет связный и прочный подтекст, восходящий к мифопоэтическим народным представлениям и однозначно трак­тующим образ Анны как грешницы, а ее жизненный путь как путь греха и погибели, несмотря на ту жалость и симпатию, которые она вызывает.

Роман открывается взятым из Библии эпиграфом «Мне от­мщение, и Аз воздам». Вполне ясный смысл библейского из­речения становится многозначным, когда его пытаются трак­товать применительно к содержанию романа. В этом эпиграфе виделись авторское осуждение героини и авторская же защи­та ее. Эпиграф воспринимается и как напоминание обществу о том, что не ему принадлежит право судить человека. Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф для того, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина».

Это признание писателя является, по сути дела, определе­нием того, что есть нравственный закон как закон воздаяния человеку за все им совершенное. Нравственный закон и есть тот смысловой центр романа, который создает «лабиринт сце­плений» в произвёдений одним из современников Толстого оставлена запись более позднего, но важнейшего суждения пи­сателя: «Самое важное в произведении искусства - чтобы оно имело нечто вроде фокуса, - то есть чего-то такого, к чему схо­дятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хоро­шее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им». В «Войне и мире» Толстой определил, что есть «настоящая жизнь» и в чем смысл жизни каждого отдельного человека. Философ­ский смысл «Войны и мира» продолжается и расширяется в «Анне Карениной» мыслью о том, что жизнь людей скрепля­ется и держится исполнением нравственного закона. Эта мысль обогащала новый роман Толстого, делая его не только социаль­но-психологическим, но и философским. Своим отношением к пониманию и исполнению нравственного~зак6на определя­ются все персонажи романа «Анна Каренина». Этот же при" знак определяет ведущее положение двух главных героев.

48. Проблематика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

По лекции. «Анна Каренина» (1873 – 1877) - трагическое произведение. Здесь уже нет светлой, гармоничной мысли.

В романе уже нет гармонии и единства. Принцип Толстого: нераздельность жизни исторической и частной. Толстой здесь исследует жизнь.

«Анна Каренина» - единственное произведение в мировой литературе, которое соединило в себе: 1) внутреннюю историю страсти и 2) злободневные вопросы общественной жизни, хозяйства, науки, философии, искусства. Здесь очень простой композиционный прием: открытый параллелизм сюжетных линий: Анны и Левина. Связь не внешняя, а внутренняя.

Наблюдается продолжение европейских традиций. Это чисто русский тип социально-психологического романа. Источник его – творчество Пушкина (стиль, язык, тон холодного наблюдения, лаконичность, психологизм). Психология показана через внешний жест, а не через внутренние монологи.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о постоянном переступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) - и неизбежном наказании - и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Семья - тот оселок, на котором проходит проверку едва ли не каждый, включая и периферийных действующих лиц "Анны Карениной". Два противоположно различных типа отношения к семье символизированы характерами и мирочувствием Алексея Вронского и Константина Лёвина.

Толстой осуществляет теперь основное противоположение различных типов жизнепонимания по преобладанию в них либо рассудка, либо сердца. Однако сердце в толстовском художественном восприятии сопряжено не с духовными, но преимущественно (хотя и не исключительно) с эмоциональными переживаниями его героев - даже когда они живут в ощущении своей связи с Богом. Связь эту они переживают скорее эвдемонически, а не в полноте веры. Внутренний мир человека Толстой отражает на уровне эмоционального состояния, наследуя тип восприятия "внутреннего человека" от сентиментализма (в котором точное соответствие нашло для себя художественное мировидение Руссо).

Ум героев Толстого направлен обычно на поиск и оправдание удовольствий, не обязательно чувственного свойства, но и рационального, интеллектуального, но и наслаждения приверженностью форме. Таков ум Стивы, но таков же и ум Каренина. Особенно своеобразен Каренин, гедонист рациональной формы, в которую он облекает жизнь. Каренин пребывает в холодной чистоте рациональной сферы бытия, тогда как почти все прочие, наполняющие собою светское общество, затемняют свой разум, оправдывая собственную греховность, то есть лицемерия. Но этому обществу Алексей Александрович противостать не в силах.

Толстой прослеживает движение греховного стремления в душе Анны, и психологический анализ внутреннего состояния героини поразительно совпадает со святоотеческим учением о развитии греха в человеке.

Мы наблюдаем и прилог, начальное восприятие внешнего соблазна, затем сочетание мысли с прилогом, затем внимание, переход во власть искушения, затем услаждение, внутреннее ощущение прелести греховного действия, затем пожелание, переходящее в согрешение.

Автор передаёт это развивающееся в ней состояние, как некий внутренний, но прорывающийся наружу - блеском в глазах, улыбкою - огонь, пламя, что доставляет муку и наслаждение одновременно, и разгорается всё сильнее и жжёт, и губит. Порой это обозначается лишь лёгкими, но и резкими штрихами.

Одновременно с падением Анны совершается восхождение к обретению истины - мучительное восхождение Константина Лёвина. Пути Анны и Лёвина пролегают в несовпадающих плоскостях, и лишь однажды им суждено было пересечься, замкнув тот возводимый автором свод, каким он перекрывал всё романное пространство. Анна и Лёвин встретились - и как будто открылась на мгновение та гибельная пропасть, что могла поглотить карабкающегося ввысь и постоянно оступающегося и срывающегося человека. Лёвин сам почувствовал, что может сорваться, увлечённый прелестью (и в житейском, и в духовном смысле), какую он ощутил в Анне. Сила соблазна её была слишком велика. Лёвин прошёл по самому краю пропасти, но не упал. Он всё-таки был слишком устремлён вверх, и это его спасло.

Лёвин долго живёт мечтой о счастье, не пытаясь одолеть соблазн профанного эвдемонического идеала. Правда, понимает он счастье отлично от прочих: он видит счастье в незамутнённом семейном благополучии.

Лёвин - человек "от земли", он близок мужицкому пониманию жизни, недаром сознаёт себя частью народа. В городе он чужак, там одолевает его "путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем-то", но стоит ему вновь оказаться в родной стихии, и "понемногу путаница разъясняется и стыд и недовольство собой проходят". Вот что спасает его от падения.

Правда, непосредственного натурального чувства жизни в чистоте у него всё же нет, цивилизация не могла не задеть его, обрекая на многие внутренние муки.

Не оттого ли Лёвин вдруг утрачивает ощущение счастья в браке? Разумеется, причиной того становится отчасти несовпадение реальной семейной жизни с его измышленным идеалом, но это-то дело обычное. Но поскольку для его внутреннего состояния он сам как субъект любви важнее объекта этой любви, то и энергия счастья может у него иметь своим источником прежде его собственные душевные переживания, а не присутствие любимого человека, но собственный-то внутренний резерв вдруг оказывается исчерпанным, и вместо счастья семейная жизнь приносит ему совершенно иные ощущения.

Можно сказать, используя апостольскую истину, что любовь Лёвина долго ищет своего - и оттого в какой-то момент она исчерпывает себя. Поэтому, когда в семье его всё налаживается и уже ничто не препятствует полному наслаждению счастьем, Лёвин входит в состояние отчаяния и близок самоубийству (а это биографический факт из жизни самого Льва Толстого, Лёвы, как звала его жена).

Отвергая ограниченность разума, Лёвин приходит к тому, что он знал и прежде: дурно жить ради сокровищ на земле - нужно жить для сокровищ небесных. Душа по природе христианка, и заложенное в ней мешал понять разум. Теперь, освободившись от его гнёта и послушавшись сердца, Лёвин обретает подлинное знание Бога.

И Лёвин окончательно отвергает разум как средство познания Истины - и утверждает для того необходимость веры. Веры, которую он знал с детства

Лёвин приходит к мысли, такой простой и такой сложнейшей, что без Бога жизнь невозможна. Эта истина открыта давно, она известна всем поколениям живших на земле людей, но каждый человек должен в поте лица своего добывать и добывать для себя эту истину. Лёвин именно это и совершил.

49. Путь исканий Константина Лёвина. Роман «Анна Каренина» и его время (70е г.г. века)

Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин - мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин - от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Левин и Анна - единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части - “на себя” и “для общества”. Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа - единения и разъединения людей. Семья для Левина - самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена - ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта “своего мира” вскоре терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Левина - стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствие этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею - пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого - Константина Левина.


Похожая информация.


Анализ романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой, о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а в «Анне Карениной» (1877) - мысль семейную. Эти слова не надо понимать буквально.

Широта постановки проблем общенационального и, более того, общечеловеческого масштаба - проблем, на­много переросших рамки традиционного «семейного» ро­мана, - обусловила то всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после выхода. Именно по поводу «Анны Карениной», оцененной как «факт осо­бого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой лите­ратуре.

«Анна Каренина» была задумана и реализовалась как роман в прямом смысле злободневный. Время его действия совпало с временем написания, в нем много прямых от­кликов на текущие события, от научных споров тех лет до войны на Балканах. Примечательно, что в «Анне Карени­ной» действие не завершается и после того, как главный конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части рома­на сюжет развертывается дальше - уже после смерти Анны.

Анна у Толстого - натура незаурядная, душевно бога­тая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чутье по отноше­нию к окружающему миру и к себе самой. И главная причина ее гибели - не столько лицемерие светской среды или препятствие к получению развода, сколько разрушаю­щее действие страсти на ее собственную душу, невозмож­ность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того - невозможность найти себя в мире, где «все неправда, все ложь, все обман, все зло».

Для Толстого критерием подлинной семьи было взаи­мопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей санов­ником Карениным не мог стать основой настоящей семьи.

Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей воен­ной и светской карьере, но кровно привязанным к тому обществу, которое отвергло его. И Толстой не осуждает Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но неотвратимо приводит ее к трагической развязке.

Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «высшего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеоло­гическую проблематику эпохи.

Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Ле­вина. Внутренняя связь этих линий - не в общности судеб героев, а, скорее, в психологических ситуациях. Оба они - каждый по-своему - не могут, не хотят мириться с ложью и злом окружающего их мира. Отсюда трагедия Анны, отсюда драма Левина.

А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», имея в виду литературных недоброжелателей Толстого, сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни». Это и на самом деле так. Толстой на этот раз творит свой суд, сводя роль повествователя к самому строгому мини­муму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют. Нравственная оценка людей и событий полностью вытека­ет из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей.

В «Анне Карениной» действие занимает немного вре­мени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство человековедения выражено по-новому. Одни и те же пер­сонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-раз­ному судят друг о друге. Авторский и читательский приго­вор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных «за» и «против». Именно так строится противоречивый характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия (что особенно видно в сцене прими­рения с Вронским у постели больной Анны), он может даже внушить читателю жалость. Но по ходу действия все яснее вырисовывается привязанность Каренина к миру царской бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальши­вой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов.

Важная и новая особенность поэтики «Анны Карени­ной» - элементы символики или аллегории, приобретаю­щие характер лейтмотивов. В романе возникают и повто­ряются мотивы, имеющие не только непосредственно предметный, но и символический смысл. Железная дорога у Толстого (почти как в известном стихотворении Некра­сова) - своего рода символ того времени, который скла­дывается в пореформенной России, принося людям новые бедствия.

Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые долгое время не давали покоя второму главному герою романа, Константину Левину.

Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской нищеты, принесли с собой новые формы социальной не­справедливости. В этом - основа того смятения, неуверен­ности, в котором находится Левин и в котором находился в те годы создатель «Анны Карениной».

В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин на­делен наиболее явственными автобиографическими черта­ми. Толстой подарил своему герою собственную беском­промиссную честность, собственное отвращение к праздной барской жизни, светским условностям, казенно­му лицемерию. Он подарил Левину и собственную органи­ческую привязанность к земле, к русской природе, даже тяготение к физическому крестьянскому труду. В размыш­лениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков самого Толстого.

Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бед­ности - общее богатство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Но мужики не хотят тех улучшенных способов хозяйствования, которые предлагает им добрый барин. И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том - как ясно видит сам Левин, - что интересы помещика и интересы крестьян и в самом деле силою вещей «фатально» противоположны.

Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю собственного жизненного опыта, Толстой передает пере­живания и размышления своего героя в связи с событиями его личной жизни. Бракосочетание Левина с горячо люби­мой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны - смерть брата, - все это побуждает Левина вновь и вновь ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви, напряженно задумываться над тайнами человеческого бытия и своим жизненным назначением. Чтение философ­ских и богословских книг не дает желанной ясности, а вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуве­ренность.

Просветление наступает внезапно. Левин приходит - по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души, по правде, по-божьи», - к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что он может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вло­жить в свое повседневное существование «несомненный смысл добра», - таков исход исканий Левина. Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим, слишком смелым для того, чтобы принять простодушную веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззре­ния не только героя романа, но и его автора.

В предисловии к американскому изданию «Анны Ка­рениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни свет­ского общества направлен против него, - об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение, и аз воздам». Моральным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изго­няет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью...»

Произведение «Анна Каренина» произвело на меня огромное впечатление. Это социально-психологический роман о жизни и любви, о счастье и несчастье. В нем прослеживаются судьбы главных героев: Анны Карениной, Алексея Вронского, Алексея Каренина, Кити, Левина.

Автор раскрывает душевный мир, психологию героев так мастерски, что драма читается с большим интересом.
В центре повествования судьба Анны. Она была женщиной из высшего общества. Вначале мы видим ее замужней женщиной, Анна — жена известного чиновника. У нее растет сын Сережа, живут они с мужем в достатке в большом и богатом доме. Мужа героиня уважает, хотя никогда сильных чувств к нему не испытывала. Все привычно и обыденно.

И вдруг в жизнь героини стремительно врывается неизведанная большая любовь к молодому успешному офицеру Вронскому. Первая встреча на перроне вокзала Санкт-Петербурга, куда Анна приехала, чтобы помирить распадающуюся многодетную семью своего гулящего брата (в итоге ее брат Стива остался со своей семьей, но по-прежнему любил погулять на стороне).

Знакомство с Алексеем, разговор с ним – все было для героини так трогательно, волнительно. Попавший под поезд сторож привел всех присутствующих в ужас, трепет, страх. И только звонок паровоза вернул всех в действительность. Но это событие глубоко запало в душу Анны.

Дальнейшая встреча с Вронским, посещение театра, вальсирование на балу окончательно вскружили голову Анны. Она и Вронский были очарованы друг другом. Внезапное нахлынувшее чувство захватило обоих.
Анну не пугали, а только раздражали упреки и нудные назидания мужа, он просил вести себя прилично, не показывать посторонним свою любовь.

Но случай на скачках все изменил. Когда конь Вронского упал, и они оказались с ним на земле, Анна, боясь, что Вронский покалечился или разбился, стала кричать, выражать смятение, панику. Это очень не понравилось Каренину.

К мужу Анна выражала полное безразличие. Лишь одно волновало ее – сын Сережа, который очень любил мать. После разрыва муж не разрешал Анне видеться с сыном.

Роман с Вронским скрывать было уже нельзя, и Анна переехала жить к Алексею. Обвенчаться они не могли, так как муж не давал развода. И Сережу тоже ей не отдавал. Объединить Вронского и Сережу было невозможным. Душевные терзания Анны усугубились еще и тем, что положение ее в обществе было двусмысленным. Свет не принял женщину, бросившую сына и мужа. Светские дамы смотрели на нее с презрением. Кроме того, Вронскому пришлось больше заниматься служебными делами, реже бывать дома. Анна страдала, ревновала, стала раздражительной, закрались подозрения в неверности Алексея. Ей стало казаться, что он разлюбил ее. Не спасло положения даже рождение дочери от Вронского. Анну все чаще стали посещать мысли о самоубийстве.
Каренин, боясь, что Анна умрет при родах, чего она и боялась, простил ее, оказался великодушным человеком.
Все страдали, назревала трагедия. Душевные терзания Анны достигли такой силы, что она решила броситься под поезд, надеясь, что Вронский пожалеет о том, что стал к ней холоден невнимателен.

Анна решилась на это и погибла под колесами поезда. Толстой показывает самоубийство как избавление от страдания. Я считаю, что она не должна была так поступать, ведь без матери остается не только сын Сережа, но и новорожденная дочь.

Вторая пара в романе – Кити и Левин. Вначале Вронский считался женихом Кити. Она его любила, ждала и отвергала ухаживания Левина, жившего в деревне. Но потом, поняв, что Вронский ее не любит, по-новому взглянула на молодого помещика, оценила его любовь к ней, деловые качества, сама его полюбила. Они обвенчались и уехали жить в деревню, и эта семья оказалась счастливой.

Произведение Л.Н. Толстого «Анна Каренина» вошло в золотой фонд классической литературы. Автор был психологом человеческих душ. Он так тонко и глубоко проникался в духовный мир героев, описывал их переживания, настроение. И мы вместе с ним ощущаем их страдание и боль.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...