Урок – мастерская «Алтай, прекрасная моя Родина…. Алтай.docx - Урок по географии на тему "Алтай" Алтайцы очень гостеприимны и радушны

Во многом сохранились у современных носителей этнической культуры. Они неотделимы друг от друга и непосредственно связаны с духовной культурой и верованиями людей. Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире.

Духовная культура алтайцев, потомков древнего тюркского этноса, занимает достойное и основное место среди представленных на Алтае традиционных культур. В ходе длительного исторического развития она впитала в себя многие духовно-нравственные традиции народов Центральной Азии.

Самые дешевые билеты из Москвы в Горно-Алтайск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Одно из центральных мест в мировоззрении алтайцев занимает культ Алтая

Согласно этому мировоззрению, существует ээзи (хозяин) Алтая. Хозяин Алтая это божество, покровительствующее всем живущим на Алтае. Обитает он на священной горе Уч-Сумер и имеет образ старика в белой одежде. Увидеть его во сне считается предвестием удачи для человека. Во время молений можно познать или ощутить его невидимое присутствие. Он владеет правом давать жизнь на земле, сохраняя и развивая ее. Спроси алтайца «Кто твой бог» и он ответит «Менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «Мой бог камень, дерево, природа, Алтай». Почитание ээзи Алтая проявляется через обряд «кыйра буулар» повязывание ленточек на перевалах, обоо и произношение благопожелания (алкыши) для своей семьи, безопасной дороги, защиты от болезней и несчастий. Алкыши имеют защитную и магическую силу.

Территория Горного Алтая изобилует реками, озерами, родниками. Согласно традиционному мировоззрению в горах, водных источниках, долинах и лесах обитают духи. Духи водных источников, как и горы, могут быть божествами небесного происхождения. В случае несоблюдения особых правил поведения около этих источников они могут представлять угрозу жизни человека. Вода Горного Алтая обладает поистине целебными свойствами излечения многих болезней. Главным образом такими свойствами наделяются целебные родники – аржаны. Как считают коренные жители, вода в таких источниках сакральна и может наделять бессмертием. Нельзя отправляться на источник без проводника, который не только знает путь к нему, но и обладает опытом лечебной практики. Важное значение придается времени посещения аржана. По верованию алтайцев горные озера являются любимым местом горных духов. Туда редко может проникнуть человек, и потому оно чистое.

Каждый род имеет свою священную гору. Гора рассматривается как некое хранилище жизненной субстанции, сакрального центра рода. Женщинам запрещается находиться вблизи почитаемых родовых гор с обнаженной головой или босиком, подниматься на нее и называть вслух ее имя. Следует отметить в алтайской культуре особый статус женщины. Согласно древним представлениям женщина это драгоценный сосуд, благодаря которому растет род. Отсюда вытекает мера ответственности мужчины за женщину. Мужчина – охотник, воин, а женщина – хранительница очага, мать и воспитательница.
Проявление сакральности окружающего мира сегодня можно увидеть и в отношении к предметам материального мира, в семейно-брачных обрядах, этике и морали алтайцев. Это послужило табуированию в поведении, обычаях и традициях. Нарушение такого запрета приносит наказание человеку. Особенностью традиционной культуры алтайцев является глубокое понимание многих явлений. В соответствии с законами космоса организуется и пространство жилья. Алтайский аил строго разграничивается на женскую (правая) и мужскую (левая) половину. В соответствии с этим установлены определенные правила приема гостей в аиле. Определенное место занимает знатный гость, женщины и молодежь. Центром юрты считается очаг – вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь.
У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той – первый день свадьбы на стороне жениха – и сейчас можно увидеть ветки культового дерева – березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек – невестин день. Алтайцы исполняют на свадьбе сразу два обряда – традиционный и официальный, светский.

Алтайцы очень гостеприимны и радушны

По традиции передаются правила поведения в быту, приема гостей, соблюдение родственных отношений. Например, как подавать араку в пиале гостю, курительную трубку. Существует обычай доброжелательно принимать гостя, подавать ему молоко или чегень (квашеное молоко), приглашать к чаю. Главой в семье считается отец. Мальчики в алтайской семье всегда находятся при отце. Он их учит ухаживать за скотом, выполнять работу по двору и обучают охотничьему промыслу, а также умению разделывать добычу. Мальчику с раннего детства отец дает сыну коня. Конь становится не только средством передвижения, но членом семьи, помощником в хозяйстве и другом хозяина. В старину в алтайских селах спрашивали «Кто видел хозяина этого коня?». При этом называли только масть коня, а не имя хозяина. По традиции младший сын должен жить с родителями и проводить их в последний путь. Девочки осваивают работу по дому, готовить еду из молочных продуктов, шить, вязать. Они постигают каноны обрядово-ритуальной культуры, хранительницы и созидательницы будущей семьи. Столетиями вырабатывалась и этика общения. Детей учат обращаться ко всем на «вы». Это связано с верой алтайцев, что человек имеет двух духов покровителей: Небесный дух, он связан с Небом, и второй – дух предка, связанный с Нижним миром.
В устной форме в духовной культуре алтайцев сказителями (кайчи) передавались легенды и героические сказания. Изложение эпических легенд происходит особым способом, горловым пением (кай). Исполнение могло занимать несколько дней, что говорит о необычной силе и способностях голоса кайчи. Кай для алтайского народа это молитва, сакральное действие. И сказатели пользуются огромным авторитетом. На Алтае существует традиция состязания кайчи, их также приглашают на различные праздники, свадьбы.
Для алтайского народа Алтай живой, он кормит и одевает, дает жизнь и счастье. Он неиссякаемый источник благополучия человека, это сила и красота Земли. Современные жители Алтая сохранили немалую часть традиций своих предков. Это касается, в первую очередь, сельских жителей. Многие традиции в настоящее время возрождаются.

Горловое пение Кай

Песенная культура алтайского народа уходит в глубокую древность. Песни алтайцев – это сказания о героях и их подвигах, истории повествующие об охоте, встречах с духами. Самый длинный кай может продолжаться несколько суток. Пение может сопровождаться игрой на топшуре или ятакане – национальных музыкальных инструментах. Кай считается мужским искусством.

Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музакального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.

В настоящее время комус — популярный алтайский сувенир.

Испокон веку на перевалах и у родников в знак поклонения Алтайдын ээзи - хозяину Алтая, привязывают кыйра (дьалама) - ленты белого цвета. Белые ленты, развевающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками - обоо таш, всегда привлекали к себе внимание гостей. И если гость хочет привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, должен знать для чего и как это делается.

Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости от того, как их привыкли называть жители той или иной местности) - один из самых древних обрядов. Кыйра (дьалама) привязывают на перевалах, у родников, на местах, где произрастает арчын (можжевельник).

Существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый повязывающий кыйра (дьалама). Человек должен быть чистым. Это означает, что среди его родственников и членов семьи в течение года не должно быть покойников. На одном и том же месте кыйра (дьалама) можно привязывать один раз в год. Лента - кыйра должна быть только из новой ткани шириной 4-5 см, длиной от 80 см до 1 метра и должна привязываться парой. Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну или ель.

Привязывают в основном ленту белого цвета. Но можно голубую, желтую, розовую, зеленую. Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Каждый цвет кыйра имеет свое предназначение. Белый цвет – цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род. Желтый цвет – символ солнца, луны. Розовый цвет – символ огня. Голубой цвет – символ неба, звезд. Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.

Человек мысленно обращается к природе, к Бурканам через алкыши-благопожелания и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом. На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник, проезжающий через перевал, просит у Хозяина Алтая благословения, счастливого пути.

Сохранившиеся по сей день во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада делают Алтай привлекательным с точки зрения культурного и этнографического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на территории нескольких этносов с разнообразными и колоритными культурами способствует формированию на Алтае богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов.

Этот факт, наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью, является важнейшим фактором определяющим притягательность Горного Алтая для туристов. Здесь все еще можно в «живой среде» увидеть добротные избы пятистенки, многоугольные аилы и войлочные юрты, колодца-журавли и коновязи чакы.

Особенно актуальным этнографическое направление туризма становится в последнее время, чему способствует возрождение традиций в том числе связанных с шаманистскими обычаями и бурханистскими ритуалами. В 1988 году был учрежден проводящийся раз в два года театрализовано-игровой фестиваль «Эл-Ойын», привлекающий огромное количество участников и зрителей со всей республики и из-за ее пределов, в том числе и из дальнего зарубежья.
Если вы всерьез заинтересовались традициями и культурой алтайцев, то безусловно вам стоит посетить деревню Мендур-Соккон, где проживает собиратель алтайской старины И. Шадоев, и действует созданный его руками уникальный музей.

Кухня народов Алтая

Основным занятием населения Алтая было скотоводство. Летом люди пасли свои стада в предгорьях и на альпийских лугах, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело разведение коней. Разводили также овец, в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу. Важным промыслом также была охота. Поэтому неудивительно, что в национальной алтайской кухне предпочтительное место занимает мясо и молоко. Кроме супа — кoчo и вареного мяса, алтайцы делают дoргoм — колбасу из кишок барашка, керзеч, кан (кровяную колбасу) и другие блюда.
Из молока алтайцы готовят большое разнообразие блюд, в том числе самогон из молока — араку. Кислый сыр — курут, тоже изготовлен из молока и его можно попробовать у алтайцев.
Все знают о любимом блюде алтайцев — чае с талканом. Но многим ли известно, что приготовление талкана настоящий ритуал и что готовят его точь в точь как описывал Геродот, на каменных зернотерках.
Из талкана с кедровыми орехами и медом можно приготовить сладость ток-чок. Талкан как и манка дает вес детям, от него они поправляются, но проблем с нежеланием ребенка кушать его, или диатезом не бывает. Ребенок, привыкший к талкану, никогда его не забывает. В алтайском доме принято гостя прежде всего угощать чегенем — напитком, вроде кефира.
Ну и конечно, кто пробовал калтыр (лепешку), теертпек (хлеб, печеный в золе) и боорсок (колобочки, сваренные в жиру) горячими, тот никогда не забывает их вкус.
Чай алтайцы пьют с солью и молоком. Улаганские алтайцы (телеуты, байаты) добавляют в чай еще масло и талкан.

Молочные блюда

Чегень
Старый чегень — 100 г, молоко — 1 литр.
Чегень — кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня из расчета 100 г на 1 литр молока. Первоначальной закваской служил забелонь (внешняя часть молодого тальника), которую сушили и давали постоять на дыму. Перед закваской старый чегень хорошо размешивается в чистой посуде, затем выливают тёплое кипячёное молоко, тщательно размешивают. Готовят и хранят в специальной посуде с плотной крышкой — бочонок на 30-40 л, его тщательно моют, обливают кипятком и окуривают 2-2.5 часа. Для окуривания используют гниль здоровой лиственницы и ветки черёмухи. Для созревания чегень ставят на 8-10 часа в тёплое место для предотвращения перекисания. Молоко, сливки и закваску соединяют, тщательно перемешивают в течение 5 минут, сбивают каждые 2-3 часа. Хороший чегень имеет плотную, без крупинок, консистенцию, приятный, освежающий вкус. Сам чегень служит полуфабрикатом для аарчи, курута.
Аарчи — хороший чегень, плотный, однородный, не перекисший, без крупинок ставят на огонь, доводят до кипения. Кипятят 1.5-2 часа, охлаждают и процеживают через льняной мешочек. Масса в мешочке кладётся под гнёт. Получается плотная нежная масса.
Курут — аарчи вынимают из мешочка, кладут на стол, разрезают толстой ниткой на пласты и ставят сушить на специальной решётке над огнём. Через 3-4 часа курут готов.
Быштак — в тёплое цельное молоко вливают чегень в пропорции 1:2, доводят до кипения. Массу процеживают через марлевый мешочек, кладут под гнёт, через 1-2 часа быштак вынимают из мешочка, нарезают на пластинки. Продукт очень питательный, напоминает творожную массу. Особенно вкусен, если добавить мёд, каймак (сметану).
Каймак — 1 литра цельного молока кипятят 3-4 минут и ставят в прохладное место, не встряхивая. Через сутки снимают пенки и сливки — каймак. Оставленное обезжиренное молоко используют для супов и приготовления чегеня.
Эдигей — на 1 л молока 150-200 чегеня. Готовят как быштак, но массу не освобождают от жидкой части, а кипятят до полного испарения жидкости. Получаются крупинки золотистого цвета, слегка хрустят, сладковаты на вкус.
Кого молочное — в кипящую воду кладут ячменную или перловую крупу и варят почти до готовности, затем воду сливают и заливают молоко. Добавляют соль, доводят до готовности.

Мучные блюда

Борсоок
3 стакана муки, 1 стакан чегеня, простокваши или сметаны, 3 яйца, 70 г масла или маргарина, 1/2 ч. л. соды и соли.
Катают из теста шарики и жарят в жире до золотистой корочки. Жиру дают стечь, поливают подогретым мёдом.
Теертнек — алтайский национальный хлеб

2 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. ложка сахара, 50 г сливочного масла, соль.
Яйца растереть с солью, столовой ложкой сахара, 50 г сливочного масла, замесить крутое тесто и оставить на 15-20 минут, потом разделить.
Теертнек — алтайский национальный хлеб (второй способ)

2 стакана муки, 2 стакана простокваши, масло сливочное 1 ст. л, 1 яйцо, сода 1/2 ч. л, соль.
Замесить крутое тесто, добавив в муку простоквашу, масла сливочное, 1 яйцо, соду и соль. Лепёшки жарят на сковороде в небольшом количестве жира. Раньше хозяйки выпекали их прямо на земле, в горячей золе после костра, убрав только круглые угли.

Мясные блюда

Кан
Кан — кровяная колбаса. После тщательной первичной обработки кишки вывертываются так, чтобы жир оказался внутри. Кровь хорошо размешивают, добавляют в молоко. Кровь при этом приобретает нежно-розовый цвет. Затем добавляют чеснок, лук, внутренний бараний жир, соль по вкусу. Все хорошо перемешивают и вливают в кишку, завязывают оба конца плотно, опускают в воду, варят 40 минут. Готовность определяют прокалыванием тонкой лучинкой или иглой. Если на месте прокола появилась жидкость, готово. Не допуская остывания, подавать на стол.
Кочо (мясной суп с крупой)
На 4 порции — 1 кг бараньей лопатки, 300 г ячменной крупы, свежая или сушеная зелень дикорастущего лука и чеснока по вкусу, соль.
Мясо вместе с костями порубить крупными кусками, положить в казан или в кастрюлю с толстым дном, залить холодной водой доверху. Довести до кипения на сильном огне, снять пену. Затем убавить огонь до минимума и варить, периодически помешивая, 2-3 часа. За 30 минут до конца варки добавить ячмень. Зелень положить в уже снятый с огня суп. Посолить по вкусу. Кочо становится вкуснее, если дать ему настояться 3-4 часа. Перед подачей отделить мясо от костей, нарезать кусками средней величины. Подать бульон с крупой в пиалах, а подогретое мясо выложить на блюдо. Отдельно подать каймак или сметану.

Сладости и чай

Ток-чок
Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа лопается. Охлаждают, освобождают ядрышки. Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске). В массу цвета кедровой доски добавляют мёд, придают форму животных. Ячменя ядрам орехов добавляют 2:1.
Чай по-алтайски
150 г кипятка, 3-5 г сухого чая, 30-50 г сливок, соль по вкусу.
Подают либо раздельно — соль, сливки ставят на стол и по вкусу кладут в пиалы со свежезаваренным чаем; либо все наполнители кладут одновременно в чайник, заваривают и подают.
Чай с талканом
2 ст. л. масла, 1/2 ст. талкана.
Заливают готовым свежим чаем с молоком и подают в пиалах. Соль добавляют по вкусу. В качестве заварки раньше использовали лист бадана, малины, ягоды кислицы.
Талкан
Талкан готовят так — между двух камней (баснак) измельчают чарак и провеивают через веяло.
Чарак
Чарак — 1 кг очищенного ячменя прожаривают до светло-коричневого цвета, потолочь в ступке, провеять через веяло, повторно потолочь для полной очистки от чешуи, снова провеять.

Приезжайте на Алтай, чтобы полюбоваться на его волшебную красоту, познакомиться с культурой народа, живущего в этих необыкновенных краях и полакомиться национальной кухней алтайцев!

Больше узнать о природе Алтая можно

Урок «Алтай»

Урок изучения нового материала

Цель: Изучить природный район «Алтай»

1. Составить физико-географическую характеристику природного района Алтайские горы.

2. Формировать умение работать с различными источниками, отбирать главное, составлять краткие записи, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать экологическую культуру, патриотизм, интерес к предмету.

Оборудование: карта природных районов Казахстана, раздаточный материал, демонстрационный материал, интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Термины для повторения к новой теме: высотная поясность, вторичное горообразование, природная зона, природный район ПТК.

II . Новая тема

1.Географическое положение. Карта Рк. Определение ГП. (дети)

Орографическая схема казахстанского Алтая с выделенными частями (Рудный, Южный, Калбинский).

Вариант выполнения работы – каротосхема.

1. Вспомнить на какие части делится Алтай. Выделить части Алтая, провести границы.

2. Какие хребты относятся к каждой части? Наносим высоты хребтов на картосхему. Тех, которые имеются на схеме. Исп. Стр 185-186 учебника.

Вывод: Отличия рельефа частей Алтая.

Демонстрация фото и описание форм рельефа учителем. В заключении - Высшая точка –Белуха (фото).

III . Тектоника. Работа с атласом (тектоническая карта). Определить структуры. Почему это складчатые-глыбовые горы, почему высокие. Вторичное поднятие.

Полезные ископаемые самостоятельно отмечают на картосхеме. Стр учебника 72 и тест 187.

IV . Климат. Опережающее задание. Краткая запись на картосхеме. (сообщение + написание на интерактивной доске)

V . Реки, озера, ледники – фрагмент видео. Текст учителя + Бухтарма.

VI . Природные зоны: сравнение частей Алтая по природным зонам. (Фото из библиотеки?).

1. Вопрос: как вы думаете, одинакова ли будет высотная поясность в разных частях алтая?

Почему? –разное гп, и высота. – демонстрация схемы.

1 вариант – черты сходства (сходные пояса на Калбе и ЮА)

2 вариант – черты различия (снежники, горные тундры, на разных высотах).

VII . Хозяйственное освоение, ресурсы, экологические проблемы, охрана пк. (сообщения: охр террит, хоз освоенин – эколпробл) демонстрация фото заповедников.

VII I. Тест (5-7 вопросов)

А. Калбинский хребет

Б. Рудный Алтай

В. Южный Алтай

Г. Западный Алтай

2. Граница между Южным и Рудным Алтаем проходит по реке:

В. Бухтарма

Г. Курчум

3. Недра Алтая особенно богаты:

А. полиметаллическими рудами

Б. железными рудами

В. каменным углем

Г. нефтью

4. Какой высотный пояс встречается во всех частях Алтая:

А. альпийские луга

В. ледники и снежники

Г. лесостепи

5. Выберите из списка все особо охраняемые природные территории Алтая (!):

А. Маркакольский заповедник

Б. Кургальджинский заповедник

В. Катон-Карагайский национальный парк

Г. Западно-Алтайский заповедник

Д. Баян-Аульский национальный парк

6. Какая экологическая проблема отличает Алтай от других районов:

А. Эрозия почв

Б. Изменение природного комплекса

В. Сокращение площади лесов

Г. Нехватка водных ресурсов

Самопроверка.

Домашнее задание: § 45

Муниципальное образовательное учреждение

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»

УРОК – МАСТЕРСКАЯ

«АЛТАЙ, ПРЕКРАСНАЯ МОЯ РОДИНА…»

г. Белокуриха

Цели урока:

1. Приобщаясь к стихам поэтов Алтая, знакомясь с высказываниями об Алтае известных людей, собрать в течение урока материал, который поможет учащимся собрать в течение урока материал, который поможет учащимся в создании творческой работы по теме урока;

2. пробудить у учащихся осознанное чувство любви к малой родине;

3. способствовать развитию ассоциативного мышления и речи.

Ход урока.

Звучит спокойная красивая музыка

Учитель. Сядьте удобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Учитель – ваш мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, на активную работу. Закройте глаза. Мысленно повторяйте вслед за мной:

«Я успокоился. Я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко-легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь общительным человеком, интересным собеседником. У меня правильная, красивая речь. Меня все с удовольствием слушают, и общение с людьми доставляет мне удовольствие».

Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, вечной жизни. В верхней половине, где находится Россия, нарисуем сердце.

-Символом чего является сердце?

Символом любви, привязанности…

Отметьте условно внутри сердца звездочкой место нахождения нашей малой родины – Алтая. Звездочка – это символ счастья, удачи, света.

Всмотритесь в полученное изображение: в вашем сердце, в каждом сердце незримо живет образ малой родины (т. е. звездочки на вашем рисунке), места, где человек родился, вырос, провел свое детство, место, где находятся его корни.

Я хочу продолжить наш урок лучшими, на мой взгляд, словами, которые когда-либо были сказаны о родине. Это слова:

«Алтай… Прекрасная моя родина. Красота ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле… Моя родина. Моя. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу я родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается в жизни трудно и горько».

Объявление и запись темы урока.

«Алтай… Прекрасная моя родина», - этими словами мы и назовем

наш урок.

Сколько замечательных слов было сказано о нашей родине поэтами, художниками – и

нашими земляками, и теми, кто, побывав здесь однажды, навсегда был заворожен, околдован его необыкновенной красотой, мощью и величием. Известный детский писатель прожил на Алтае всего четыре года (). Но когда в 1958 году один военнослужащий попросил его посоветовать, какое место выбрать для постоянного жительства, Бианки ответил так:

«…могу в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне… Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности четыре года – и до сих пор… вспоминаю это время, как чудный сон… Я бы

выбрал Алтай…»

Музыка. Просматриваются слайды с видами природы Алтая. На их фоне читаются поэтические строчки.

В любой травинке сыщется душа,

И не бездушны кедры-исполины…

Земля родная, как ты хороша

И дорога от кочки до вершины!

А. Адаров

И видится милый мне край,

Нет в мире прекраснее края!

Трехгранный встает Хан Алтай,

На солнце холодном сверкая.

А. Адаров

Это музыка природы! Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок? Где Бетховен, где Моцарт?

Я читал о Швейцарии, знаю о Ницце,

Край хороший, не спорю,

Но с такой красотой

Разве может сравниться?

Ста Швейцарий прекрасней

Родной мой Алтай!

М. Длуговской

На вершине Алтая кедр качали ветра.

У него золотая, словно солнце, кора.

Он стройней всех и выше в этих горных лесах.

У него пропасть шишек голубых на ветвях.

Цветы, рассыпавшись по склонам,

Как бойцы, штурмуют высоту…

И. Ветлугин

Цветы цветут. Трава растет.

Сияет солнце в небе ясном.

И птица весело поет.

О, как все просто и прекрасно!

В. Тимофеева

Озеро спокойно и дремотно.

Горы величавы и тихи.

И ложатся на душу охотно

Первые осенние цветы.

Л. Мерзликин

Словно бросили факел

В предгорья Алтая:

Над разливами трав –

Огоньки, огоньки…

Я повторяю, что Алтай прекрасен –

Деревья, горы, солнце, облака!

А. Адаров

Исполнение учащимися песни «Ветка горного кедра» (муз. М. Старикова, слова Г. Панова)

Отдыхают на скалах усталые ветры,

Завтра мы уезжаем и увозим с собой,

Как хорошую песню, ветку горного кедра,

Ветку горного кедра и телецкий прибой.

Над костром запоздалым прощальные искры,

Ветка горного кедра будет пахнуть смолисто

У меня в изголовье от тайги вдалеке.

Ветка горного кедра, как зеленое пламя,

Заворожит, закружит, на плечо упадет,

Ветка горного кедра за замками достанет,

Ветка горного кедра на Алтай позовет.

Живя вдали от Алтая, писал: «Как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство». А какие чувства испытываете сейчас вы? Запишите одно или несколько слов, которыми вы оценили бы свое душевное состояние в данный момент?

Социализация. Зачитайте, что вы написали. Внимательно послушайте других и добавьте в свои записи то, что вам близко.

Запишите слово АЛТАЙ. Какие эпитеты вы подобрали бы к этому слову? Какой Алтай в вашем воображении?

Социализация. Зачитываем слова. Дополните ваши записи теми словами, которые вам показались интересными, отражают ваши ощущения.

А теперь послушайте, какие образные поэтические средства использовали в своих стихах наши земляки, алтайские поэты, другие известные люди. Найдите их, запишите.

: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии».

Аржан Адаров:

А волны бегут, серебрясь под луной,

А горы – на страже вечной,

И весь мой Алтай передо мной,

Бессмертный и бесконечный .

Мой Алтай, мой дорогой, мой вечный,

Многолесный он и многоречный,

Он не даром назван золотым.

Паслей Самык:

Алтай мой таинственный ,

Древняя, чистая даль

Ты богом мне подаренный

Волшебный и чистый хрусталь!

Эркемен Палкин:

Где б ни был, всюду слышу я

Твой клич призывный,

Отчизна вечная моя,

Алтай мой дивный!

Социализация. Прочитайте то, что вы записали. Подчеркните те слова, которые тронули вас за сердце.

При произнесении слова вслух или мысленно оно часто соединяется в нашем сознании со зрительными образами, картинами. Запишите: «При слове АЛТАЙ я вижу…» На мгновение закройте глаза и попытайтесь уловить то, что вы видите, произнося слово АЛТАЙ. Запишите то, что вы увидели.

Раздаю фотографии с видами Алтая.

Посмотрите их и добавьте к вашим картинам те, что вы увидели на фотографиях.

Следующая страничка «Уникальный мир Алтая». Прочитайте в группе материал, который вы сейчас получите. Приготовьтесь читать вслух.

Алтай лежит в самом сердце Азии, почти на равном расстоянии от трёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. По площади – более 260 000 квадратных километров – Алтай примерно равен Великобритании, в три раза больше Австрии, в восемь с половиной раз больше Бельгии.

В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «золотой». Это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Особый интерес представляет разнообразие соседствующих природных зон: только здесь можно встретить рассвет на равнине, полдень в тайге, а закат того же дня – на горном перевале.

В хребтах Алтая рождается Обь, одна из пяти крупнейших рек России. Её исток – слияние Бии и Катуни. В недрах алтайских хребтов обнаружена глубочайшая пещера Сибири Экологическая. Самый высокий водопад в России 160-метровый каскадный водопад Чульча тоже низвергается с этих гор.

В число 15 глубочайших озер мира входит Телецкое озеро. Его длина – 82 км, ширина – 5,2 км, глубина – 325 м. Неповторима по красоте и природным особенностям величайшая вершина Алтая –двуглавая Белуха. Ее легко найти на любой физической карте мира. Высота Белухи – 4 506 м.

Алтайский курорт Белокуриха по целебным свойствам горного воздуха превосходит лучшие курорты Швейцарии. В Белокурихе, в окрестностях поселка Чемал, на Аккемском озере солнечных дней в году больше, чем в Крыму и на Кавказе.

Особая гордость Алтая – это люди, имена которых вписаны в историю золотыми буквами. В селе Сростки на Чуйском тракте появился на свет. Алтай – родина космонавта №2 Германа Степановича Титова, создателя известного на весь мир стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, известного поэта Роберта Рождественского. Здесь провел детство и закончил жизненный путь любимый народом Михаил Сергеевич Евдокимов.

Ваши мысли, впечатления от прочитанного? Что вы узнали нового? Что показалось особенно интересным?

Учитель раздает стихи, слова известных людей об Алтае. Какие слова, фразы произвели на вас сильное впечатление, особенно понравились?

Пусть же будет Алтай родником моей песни,

И сверхмодным течениям всем вопреки,

Я уверен, что песня родится не тесной,

Потому что просторы его широки!

В нем и степи, и пики вершин снежнобелых,

И могучая Обь, и речушка Топош,

А в тайге, если спрячется парочка Бельгий,

То, пожалуй, не так уж и сразу найдешь.

Марк Юдалевич

Смотри, в каком живешь краю,

Богатом золотом и хлебом,

Цветущими лугами, небом,

В озерах, плещущих зарю.

Родимый край! Не обозреть

С Белухи его дивной шири!..

Алтай – жемчужина С ибири,

Он волен сердцем завладеть!

Валентина Тимофеева

Родной мой Алтай, чудесный край сибирский!

Я вижу его то в зимнем уборе – в сугробах и снежных застругах, когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном цветении садов, то в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош Алтай, чудесна его природа: уж если зима так зима, добротная, со всеми ее прелестями, уж лето так лето! Ничего нет вполовину, все, все дается человеку полной мерой.

Герман Степанович Титов , наш земляк,

летчик-космонавт

Я люблю этот очаровательный край… Люблю его заоблачные вершины, сияющие белизной вечных снегов. Люблю лесистые сопки, окутанные лиловой дымкой. Люблю тишину малахитовых озер, безумолчный говор быстрых рек, неповторимый аромат вековых зарослей кедрача, тонкие стрелы елок, устремленных в небо, и бесконечные россыпи цветов…

Афанасий Коптелов

Мой дом родимый – голубой Алтай.

Живу Алтаем в листопад и грозы.

Дышу Алтаем в разноцветный май,

Алтаем греюсь в лютые морозы!

Юрий Гусев

Хребты, прошитые

Охотничьими тропками,

Леса, обжитые

Пичугами неробкими,

Потоки дикие,

Вершины седоглавые,

Туманы тихие,

Молочные, кудрявые.

И склоны плавные,

И кедры крепкоствольные,

И в песнях славные,

В долинах – кони вольные.

И лето красное

С кукушкою пронзительной –

Земля прекрасная,

Алтай мой удивительный!

Эркемен Палкин

Земля моя, Алтай,

Твое величье духа –

Степная Кулунда,

Вершинная Белуха.

Обской равнинный плес,

Утес, что древность видел,

Нас хлебом не обнес

И словом не обидел.

Мороз – железо рвет,

Жара – бетонка тает,

А мой земляк поет

И в космосе летает!

А те, что на земле,

Звезд не хватают с неба –

Раздумья на челе

О вечной сути хлеба.

Шумят в полях хлеба,

И от хлебов светает.

Завидная судьба –

Родиться на Алтае…

Геннадий Панов

Работа по группам. Каждый человек в группе читает выразительно. Тому, кто это сделает лучше, поручается прочитать их всему классу. Ответить на вопросы, записанные на доске, обобщить, выступить перед классом.

Какие образные средства использовал?

Итак, мы подошли к самому важному и интересному этапу нашей работы, тому моменту, ради которого мы работали весь урок. Сейчас каждый из вас напишет свой литературный шедевр (в стихах или в прозе), свою творческую работу. В работе используйте те слова, выражения, которые вы записывали в течение урока.

Примерные темы работ:

1. «Алтай… Прекрасная моя родина».

2. Нам есть, что любить и беречь.

3. Таких красот на земле не найдешь.

4. Дивный уголок природы.

5. «Земля родная, как ты хороша…»

Чтение работ.

Поблагодарим друг друга за общение и себя, любимого, за теплые мысли, чувства, переживания, красивые слова. Погладьте себя одобряюще по головке, говоря при этом: «Как в детстве, хочется себя по головке рукой погладить» (снимается напряжение, усталость)

Рефлексия

· Как вам работалось на уроке?

· Довольны ли вы своей работой?

· Какие трудности испытали?

· Что особенно понравилось?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческие работы учащихся.

Алтай, прекрасный и могучий,

Ты необъятен и велик.

К тебе я простираю руки

С любовью, гордостью. На миг

Я представляю эти горы,

Твои белесые хребты

И эти чистые озера,

Что тайну времени несли.

Своей таинственною далью

Ты манишь все сильней, сильней.

И эти дивные просторы

Я сохраню в душе своей!

Макарова Таня

«Алтай… Прекрасная моя родина»,- так говорил об Шукшин. И для меня нет прекраснее места на земле, чем дивный Алтай.

Алтай – это такое место на земле, где каждому человеку приятно жить и каждому он по душе. Алтай такой разный. Здесь есть и большие горы, вершины которых покрывают снежные шапки, горы, с которых стекают маленькие хрустальные ручейки, превращаясь в быстрые бушующие горные реки. А потом быстрые реки вытекают на широкие просторы Алтая и превращаются в тихие, спокойные, по берегам которых березовые рощи, заросли каланы и черемухи. Какому человеку это не понравится?!

Гусейнов Рафаэль

Я счастлива, что живу на Алтае. Это прекрасный хрустальный храм святого света находится в глубине России. Алтай богат величественными горами, которые поднимаются высоко в воздушные облака, бескрайними, неповторимыми лесами. На Алтае находятся самые прекрасные озера в мире, таинственная даль которых не может оставить равнодушным ни одного человека. Поэты назвали Алтай золотым. Многие отправляются в дальние путешествия, чтобы увидеть эту жемчужину. Мне кажется, что таких красот на земле не найдешь, и нам есть, что любить и беречь.

Астанина Елена

Твои красоты, Алтай, неповторимы, таких на земле не найдешь. Твои луга красивы, смотришь на них и поешь. Бессмертная, бесконечная даль, загадочный мир, тишина, звонкие реки и красота. Смотрю я вокруг и глаз отвести не могу. И кажется мне, что лучше тебя нигде не найду. Вот рядом березка, за нею сосна, и кедр высокий стоит возле меня. Загадочный мир, загадочный край – родной и с детства любимый Алтай!

Чернышова Ольга

Тема: «Республика Алтай – наш дом»
Цель: прививать чувство любви к родному краю; Задачи: расширить знания детей о достопримечательностях Республики Алтай;
развивать чувство прекрасного на примере уникальной природы Горного
Алтая;
воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: презентация с видами Горного Алтая, музыкальный диск с
музыкальными произведениями об Алтае.
Тип урока: УНЗ

Ход урока.

Вступительное слово: учитель. СЛАЙД 1.

Ведущий 1. СЛАЙД 2.
Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин - великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озёра - это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...
(Г.И. Чорос - Гуркин)
1 чтец. СЛАЙД 3.
Бронтой Бедюров
Как прекрасен и добр мой Алтай!
Как богат он - поди сосчитай!
Перед ним я навечно в долгу.
Как его я прославить смогу?
Как воздам благодарность ему?
Где слова я такие возьму?..
Ведущий 2. СЛАЙД 4.
В самом центре Азии, на границе Китая, Монголии, России и Казахстана находится удивительная и загадочная страна Горный Алтай! В переводе с тюркского «Алтай» означает «золотые горы», и в древние времена он был центром своеобразной культуры кочевников.
Ведущий 1. СЛАЙД 5.
Горный Алтай! Очень мало на земле таких мест, которые могли бы соперничать с этим удивительным по красоте островком природы, возвышающемся в самом центре огромных азиатских пространств. Алтайцы, испокон веков живущие здесь, называют свою родину величественным и священным Кан-Алтаем.
Республика Алтай является субъектом Российской Федерации.
Ведущий 2. СЛАЙД 6.
Территория республики составляет 92,6 тыс.кв.км. С севера на юг ее территория простирается на 400 км, а с запада на восток на 360 км. Чтобы пересечь Республику Алтай с севера на юг или с запада на восток, необходимо проехать весь световой день на автомобиле. По сравнению с российскими просторами это кажется немного. Однако Горный Алтай занимает такую же площадь, как европейские государства Португалия и Венгрия, и чуть меньше, чем Южная Корея.
Ведущий 1. СЛАЙД 7,8,9,10,11..
Республика Алтай имеет свою государственную символику:
флаг, герб, гимн. Государственными языками являются два равноправных языка - алтайский и русский. Население: 201,7 тыс. человек. Национальный состав: алтайцы - 31%, русские - 60%, казахи 6%, 3% - другие народы. Из общего количества населения 75%, проживающих в сельской местности - прирожденные животноводы. Из поколения в поколение они передают свое умение разводить скот в горах. Алтайцы также великолепные охотники. Здешняя тайга богата соболем, белкой, рысью. Пушной промысел - одно из главных занятий и важное подспорье для жителей далеких сел.
Ведущий 2. СЛАЙД 12,13,14.
В состав республики входят: 1 город, 10 сельских районов, 248 населенных пунктов.
Столица республики - город Горно-Алтайск. (виды города) Он расположен в северо-восточной ее части. Наша столица не всегда была городом. Возникла она, как село Улала еще в 19 веке. Сегодня Горно-Алтайск - научный и культурный центр республики. Расположенный в маленькой долине среди гор, он летом утопает в зелени, а зимой прямо в черте города проводятся горнолыжные соревнования.
Ведущий 1. СЛАЙД 15,16.
Город наш небольшой, в нем проживает немногим более 51 тыс. человек. Население города, как и республики, смешанное. Кроме коренного населения, алтайцев, проживают русские, казахи и представители других национальностей.
Город расположен в живописной котловине реки Майма. Куда ни бросишь взгляд - всюду горы.
Чтец 2. СЛАЙД 17.
Александр Жуков
Мой город.
Город мой лежит в долине
В ожерелье гордых гор,
Там, где в елях синих-синих
Росный звонкий разговор.
А найти его так просто:
Не плыви и не летай - Чуйский тракт всегда забросит
В город мой Горно-Алтайск.
Вечно юн и вечно зелен,
Он к радушию привык.
Голубые наши ели - Украшение Москвы!
Город мой лежит на тропах
Следопытов егерей:
Носят модницы в Европах
С шиком наших соболей.

Ведущий 1.
СЛАЙД 18,19.
Город Горно-Алтайск - административный, научный и культурный центр нашей республики. Он имеет очень выгодное географическое положение, близость к транспортным путям, более благоприятные климатические условия по отношению к другим районам.
Ведущий 2. СЛАЙД 20.
Среди многочисленных рек крупнейшей и самой протяженной является Катунь. Она берет начало с ледников горы Белуха на южной границе республики и выходит за пределы Горного Алтая на северо-западе. Вторая по полноводности река Бия. Катунь и Бия, сливаясь за пределами Горного Алтая, образуют реку Обь, одну из самых крупных рек Сибири. Из-за обилия порогов реки Горного Алтая несудоходны, за исключением нижнего течения Бии. Многие реки отличаются очень быстрым течением, благодаря которому замерзают зимой только на отдельных участках. (виды Катуни)
Чтец 3. СЛАЙД 21.
Аржан Адаров
Катунь.
Мчись, Катунь, играя светом,
Шумная струя!
Нет волны на свете этом
Лучше, чем твоя!
Так и блещет, голубая!..
В ней отражена,
Молодеет, улыбаясь,
Старая луна.
Ты летишь с вершин Алтая
Вниз, к теплу, к жилью,
Песню сбивчиво слагая
длинную свою...

СЛАЙД 22.
Миф о Бие и Катуни.
Когда-то, по представлениям алтайцев, эти реки были супругами. Бий - господин, Катунь - жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж - спокойный, тихий, умный. Он ужинался с другими реками, был в мире и с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всем реками и горами, и
давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, то есть держать пари. Кто в этом споре победит, тот и должен верховодить в семейной жизни.
Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей определены условия состязания и вынесено решение: кто
супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи.
СЛАЙД 23.
Так началось между ними состязание. Стоящие на берегу Бия, тайга и горы раздвигались, дав ему путь, потому что симпатии были на его стороне.
СЛАЙД 24.
А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.
«Что ты, разинув пасть смеешься?» спросила у Бабыргана сварливая Катунь.
На что последовал ответ: «Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь!» Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке, и понесла свою воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом одумавшись, сказала: «Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а Бия - господина».
С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя «Бий - суу- (господин вод).
Обе же реки, Бий и Катунь слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь.
Ведущий 1.
СЛАЙД 25..
Наша республика богата не только реками, но и озёрами.
СЛАЙД 24.
Озер в Горном Алтае - около 7 тысяч. Самое большое - Алтын-Кёль (Телецкое), так любовно называют его алтайцы, что дословно означает «золотое озеро».
СЛАЙД 27.
С незапамятных времен привлекает оно красотой и его можно назвать алтайским морем. Его площадь (230,8 кв. км) больше территории европейского государства Лихтенштейн. Глубина озера достигает 325 м, что включает его в число самых глубоких озер мира. «Алтын-Кель» привлекает таинственностью, легендами и богатством окружающей природы. Это хранилище необыкновенно чистой пресной воды.
СЛАЙД 28,29,30.
Чтец 4.
СЛАЙД 31, 32, 33,34.
Алтын-Кёл
Если глянуть со стороны,
Не видать краев Алтын-Кёл
Если бросить взгляд с вышины
Ты, как зеркало, Алтын-Кёл.
Скал прибрежных негой гранит,
Словно крепость, тебя хранит,
Рыбы стаями там и тут,
Словно в небе тучи, плывут.
А волною твоей всегда
Умываться будет звезда.
И навек свободный народ
О тебе, Алтын-Кёл, споет.
Ведущий 2. СЛАЙД 35,36..

Почему нашу республику называют ещё Горный Алтай?
Да вся территория республики занята горами. Высота многих вершин превышает 3-4 тыс. м. Самая высокая вершина расположена на крайнем юге. Это - Белуха.
СЛАЙД 37.
В 1842 году на Алтае побывал геолог Петр Чихачев. Пораженный открывшейся ему красотой, он вспоминал: «Взобрался я на вершину и задрожал от восторга. Зубчатым великаном поднимались Катуньи столбы. В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краски, чтобы передать эту картину?.. Я схватил альбом, но рука дрожала; мне казалось, я вижу живого Бога, со всею его силою, красотою, и мне стало стыдно, что я, бедный, смертный, мечтал передать его образ».
Ведущий 1. СЛАЙД 38,39.
Алтайский народ считал Белуху священной, связывал ее с легендой о коварном и злом духе Эрлике, который должен покарать всякого, кто осмелится ступить даже на ее склоны. По поверью, даже смотреть на. эту святыню, прибежище грозных сил (лавины, камнепады, обвалы) нельзя было. Не случайно именно здесь, на Алтае, два столетия подряд искали русские люди таинственное Беловодье, благодатную страну, устроенную как рай земной, где они могут зажить в полном счастье.
Ведущий 2. СЛАЙД 40.
Не зря так запала Белуха в душу Рериха, который рисовал ее неоднократно. «С вершины Студеного видна сама Белуха, о которой шепчут даже пустыни», писал он в 1926 году.
СЛАЙД 41,42.
Белуха высочайшая вершина Сибири, покрытая снегом и ледниками. Наивысшая точка Белухи 4506 метров.
СЛАЙД 43,44.

Александр Ередеев
Чтец 5. СЛАЙД 45,46,47.
Алтайские горы.
Словно пар от запаренных скачкой коней
Заклубились туманы по склонам хребта,
Будто мчался табун много лет, много)ней,
И манила вдали горизонта черта;
Будто некий разгневанный хан или князь Вслед арканщиков слал, разозлен, распален, Но алтайские парни, за гривы схватясь, Доскакали до лучших, до наших времен!
Это было давно полстолетья назад,
Но для гор полстолетья мгновенье, пустяк,
И в тумане алтайские горы стоят
И не могут еще отдышаться никак...
Я в тайге алтайской пробудился..
Проступал сквозь ветки свет зари.
Горный гребень высился, гордился.
От любви стонали глухари.
Чтец 6. СЛАЙД 48.
Лазарь Кокышев
Я в тайге алтайской пробудился,
Свежесть рос вдохнул в родном краю, Как с другой планеты воротился
Вновь на землю милую мою..
Чтец 7. СЛАЙД 49.
Георгий Кондаков
Мой Алтай обнимаю тебя.
В громких реках и тихих озерах
Голубая живая вода.
Поднебесные белые горы,
Я ваш сын, я ваш сын навсегда.
Здесь мне дорог и камушек малый,
И березка над горной тропой.
Пусть с годами сгорбятся скалы,
Н останусь Алтай мой, с тобой.
Ведущий 1. СЛАЙД 50.
Прекрасна и величественна природа Горного Алтая, кругом все заполнено горным прозрачным воздухом, ощутимо слышится медовый запах цветов. Застывшими волнами кажутся высокие хребты. На крутых склонах шумят дремучие леса. Горный Алтай изумительно живописен и щедро наделен природными богатствами. Наша с вами задача - сохранить красоту своего Алтая.
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей себя.

Чтец 8. СЛАЙД 51.

Паслей Самык
Восхваление красоты Алтая.
Ты под солнцем и луной лег, Алтай прекрасный мой, с гор срываются ручьи- животворные твои!
Ты стоишь, как великан, крепкий панцирь твой тяжел, степь, как шумный океан плещет в каменный подол.
Здесь, богатые листвой, мощно встали тополя, богатырь здесь мчался в бой - вся в следах копыт земля. СЛАЙД 52.

Здесь от главного хребта разбегаются хребты- говорится неспроста, что похож, Алтай мой, ты на гигантскую стрелу, оперенную стрелу, что над миром пронеслась, синим пламенем светясь, расколов ночную мглу!
Слышу я в тиши твоей поступь сказочных коней, слышу оклик и напев легендарных дивных дев! СЛАЙД 53.

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8

Тема: « Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

Ход урока.

    Организационный момент . Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

III . Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

V . Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая .

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

Зубчатые горы;

Сырты – выровненные участки;

Впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

Карстовые явления;

Особая экспозиция хребтов;

Ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1. Калбинский хребет;

2. Южный Алтай;

3. Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

VI . Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

VII . Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

VIII . Домашнее задание. § 45, схема на стр. 190, таблица

IX. Итог урока.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...